Одна из самых крупных культур эпохи бронзы в европе и азии - андроновская культура. ее памятники расположены на обширной территории от енисея на востоке до урала на западе. первый памятник этой культуры был открыт археологом а.я. тугариновым, б.г. андриановым в 1914 г. у с. андроново близ г. ачинска и поэтому в науке носит условное название андроновская. в 1927 году экспедиция м.п грязнова, обнаружила первые захоронения андроновской культуры в западном казахстане. начало периодизации и классификации памятников андроновской культуры положили археологи с.а. теплоухов, к.в. сальников, м.л. грязнов.
Для работы по отмене крепостного права по всей россии александр ii создает специальные губернские комитеты с главным в санкт-петербурге, куда стекаются все предложения. говоря сегодняшним языком, начался тендер предложений, как отменить крепостное право. были разные варианты, отменить, например, без земли. сказать крестьянину: свободен, иди, куда хочешь. так иногда делали в европе. так сделали в губерниях за почти 40 лет до этого. другой вариант был с землею. но как? каждому дать участок и сказать: ты - частный собственник, твоя земля - твоя ответственность. или же освободить крестьян в общине? (наши с вами предки, по большей части, жили в состоянии общины, была коллективная общность, куда входило несколько деревень, были органы ) . нарезать всем семьям в соответствии с числом едоков? было подано много важных и интересных предложений. спорили западники, считавшие образцом для россии европу и выступающие за частную собственность, и славянофилы, ратовавшие за собственный путь россии. славянофилы предостерегали: на западе кровавые революции, гражданские войны, рубятся головы, и прежде всего из-за социального, имущественного неравенства. поэтому, призывали славянофилы, будем сохранять нашу драгоценность - общину, где люди живут в равных коллективных условиях, есть круговая порука, кому плохо - все , если один в этом году что-то не сумел сделать, то за него поработают, эту форму в наших тяжелых природно-климатических условиях надо беречь. и победила славянофильская точка зрения. и она в проектах освобождения крестьян была сформулирована человеком, которому следовало ставить памятники - это юрий федорович самарин. богатый дворянин из знатной семьи, приближенной к трону. этот человек и придумал систему освобождения крестьян в рамках общины. он сумел доказать, и это было, говоря сегодняшним языком, идеологическим обоснованием реформы освобождения крестьян, что и помещики, и крестьяне, имеют право на землю. какова судьба многих реформ? благая цель, но по пути достижения этой цели ущемляются, разоряются или уничтожаются целые социальные группы. реформа, как трамвай, проезжает по человеку - и нет человека. но люди, которые осуществляли реформу 1861 года, исходили из принципа, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. чтобы и помещики не разорились, и крестьяне освободились. для александра ii это была не абстрактная . он прекрасно помнил, как много раз в течение дворяне, аристократия, то есть помещики, убивали его предков, императоров в результате заговоров. и он боялся, что его убьют. и не напрасно, кстати, боялся: ровно через двадцать лет после освобождения крестьян он и будет убит в 1881-м году. не исключено, что это не прямая, но косвенная месть дворянства. об отмене крепостного права возвестил “манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателях …” практические условия освобождения были определены в “положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. срок введения в действие положений был установлен до 19 февраля 1863 года. главным содержанием реформы была отмена крепостного состояния. крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. изменение правового положения крестьян к смене формы их эксплуатации. на смену феодальному способу эксплуатации пришел капиталистический способ. это определяло буржуазный характер реформы в области правового положения крестьян. крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в оплате налогов, несли натуральные повинности. многие полномочия помещиков перешли частью к государству, а главным образом – к общине. положение устанавливало обязательное наделение крестьян усадебной и полевой землей сначала за повинности, а потом за выкуп. при определении размеров наделов преимущество отдавалось “полюбовному” соглашению между крестьянами и помещиком.