Духовная культура казахов в XVI–XVII веках Заполни пропуски, выбрав верный вариант из выпадающего списка. В XVII веке традиции поэзии жырау продолжил . Он был не только автором эпической поэмы «Есим», но и . При Жиембет был бием Младшего жуза и участвовал в войне против ойратов.
Внешняя политика российского государства в первой трети 16 века делится на три направления: западное, восточное, и южное.
Западное направление ознаменовывается несколькими целями. Это включает возвращение русских земель, и в первую очередь, Смоленска. Кроме того, было необходимо создать антилитовский союз.
На западном направлении была русско-литовская война 1507 года. Война продолжилась год и за это время Литва разорила Брянск и Чернигов. В рамках мирного договора все завоеванные территории России были ей возвращены.
Затем случилась вторая русско-литовская война, которая длилась с 1513 по 1522 годы. Война случилась из-за антироссийского союза Литвы и Крыма. В итоге, Смоленск вернулся в Россию, и была проведена граница между Россией и Литвой по Днепру.
Восточное направление включало распространение русского влияния на близлежащие ханства, в частности, на Казанское. Было необходимо подчинить Казанское ханство для того, чтобы расширить рынки сбыта, использовать Казань для торговли с восточными ханствами в безопасных условиях, а также для предотвращения набегов татар и кочевых народов, наступающих с казанской территории.
Южное направление включал распространение влияния российского государства на Крымское ханство. Это делалось также для расширения рынков и остановки набегов крымских татар. Вместе с тем, требовалось также защитить южные территории.
Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду — "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название — закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.
Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани — "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.
Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем — тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X—ХП вв. было народное собрание "старшего города" — вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте . Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"
Внешняя политика российского государства в первой трети 16 века делится на три направления: западное, восточное, и южное.
Западное направление ознаменовывается несколькими целями. Это включает возвращение русских земель, и в первую очередь, Смоленска. Кроме того, было необходимо создать антилитовский союз.
На западном направлении была русско-литовская война 1507 года. Война продолжилась год и за это время Литва разорила Брянск и Чернигов. В рамках мирного договора все завоеванные территории России были ей возвращены.
Затем случилась вторая русско-литовская война, которая длилась с 1513 по 1522 годы. Война случилась из-за антироссийского союза Литвы и Крыма. В итоге, Смоленск вернулся в Россию, и была проведена граница между Россией и Литвой по Днепру.
Восточное направление включало распространение русского влияния на близлежащие ханства, в частности, на Казанское. Было необходимо подчинить Казанское ханство для того, чтобы расширить рынки сбыта, использовать Казань для торговли с восточными ханствами в безопасных условиях, а также для предотвращения набегов татар и кочевых народов, наступающих с казанской территории.
Южное направление включал распространение влияния российского государства на Крымское ханство. Это делалось также для расширения рынков и остановки набегов крымских татар. Вместе с тем, требовалось также защитить южные территории.
Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани — "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.
Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем — тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X—ХП вв. было народное собрание "старшего города" — вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте . Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"