Духовная жизнь рубежа столетий – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразилась сложность и противоречивость эпохи, полной острейших конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты. Перемены, происходившие в экономической и политической жизни России, раскрепостили культуру, привели к ее небывалому подъему. В результате были созданы собственные варианты нового искусства. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.
Небывалый всплеск научных открытий наблюдался в биологии и физиологии. Труды И.П. Павлова и И.И. Мечникова были отмечены Нобелевской премией.
Рождаются и развиваются новые науки: почвоведение, сейсмология, астрофизика, геохимия. В.И. Вернадский создаёт теорию ноосферы, для которой разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.
Возникает самолетостроение, закладываются основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.
Одновременно с этим переживает свой расцвет религиозно-философская мысль. Ее глубина и оригинальность позволили определить начало ХХ века как «золотой век» русской религиозной философии.
Художественной формой для выражения философских идей послужили литература и искусство.
Новая литература явилась постижения истины, установления мировой гармонии. При этом стало возможным сосуществование разных эстетических систем.
Параллельно друг с другом развивались такие крупные литературные течения, как реализм и модернизм.
Реалистическое направление обретало новые черты в творчестве И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова, М.А. Горького.
Внутри модернизма выделялись несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам: символизм, акмеизм и футуризм.
Лучшими представителями символизма в эпоху Серебряного века стали Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, 3инаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.
Акмеисты, напротив, провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов и возврат к материальному миру. Яркими представителями этого направления стали Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова.
Упоенные новейшими достижениями техники футуристы отрицали всё наследие предшествующих эпох и абсолютизировали творческий произвол. Кубофутуристы Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и эгофутуристы во главе с Игорем Северяниным эпатировали читателей неологизмами, изменением поэтической ритмики, новым образом героя-хулигана.
Тенденции, определившие развитие литературы Серебряного века, были характерны и для изобразительного искусства. Реалистическое направление по-прежнему представляли передвижники И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.Н. Несторов, В.М. Васнецов.
Одновременно появились новые направления в живописи. Русскими импрессионистами по праву называют Константина Коровина и Валентина Серова.
Символизм нашел выражение в творчестве художников, входивших в объединения «Мир искусства» и «Голубая роза».
Им же пронизаны произведения выдающихся художников этой эпохи Михаила Врубеля и Кузьмы Петрова-Водкина.
Авангардизм стал смыслом художественных исканий эпатажных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Творческие эксперименты Василия Кандинского и Казимира Малевича привели к рождению абстракционизма, как самостоятельного художественного направления.
Модернистские веяния проникли и в театральную жизнь. Новые средства выразительности искали режиссеры В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Е.Б. Вахтангов. Оплотом реалистического искусства стал Московский Художественный театр, открытый в 1898 году по инициативе К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Начало ХХ века – время творческого взлёта великих русских композиторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Рахманинова. В своём творчестве они пытались вырваться из рамок традиционной классики, создать новые музыкальные формы и образы.
Уникальным явлением Серебряного века стали Русские сезоны. В 1908-13 годах Сергей Павлович Дягилев представил восхищенной публике Парижа, Лондона, Рима и других европейских столиц русские балетные и оперные спектакли, театральную живопись и музыку. Дягилевские Сезоны прославили на весь мир Федора Шаляпина, Игоря Стравинского, балетмейстера Михаила Фокина, танцовщиков Вацлава Нижинского и Анну Павлову.
2.Реки Месопотамии, как и Нил, периодически подвержены наводнениям от весеннего таяния снегов на горах Армении, на Ниле - от летних ливней тропической Африки; как здесь, так и там наводнения с древнейших времен регулируются и умеряются каналами и плодородию низменности, тучная почва которой не только благоприятствовала земледелию и скотоводству, но и побуждала к выделке кирпича и к постройкам из него. Нижней Месопотамии недоставало только близости гор, которые, окаймляя скалами долину Нила, доставляли ей в изобилии камень, благодаря чему египтяне имели возможность воздвигать из прочного материала свои храмы и гробницы, предназначенные для вечного существования. Сходству естественных условий Египта и Месопотамии, как на то особенно указывал Гоммель, соответствует схожесть некоторых первоначальных проявлений их культуры, а именно подобие языков, письмен, времясчисления и религий. В основных религиозных воззрениях обоих народов одинаковую роль играет обоготворение небесного океана Ана, или Ну, от которого выводилось происхождение божеств воздуха и земли, солнца и луны. Почитание божества света у обоих народов занимало первое место, хотя вавилоняне почитали, наряду с солнцем и луной, также и звезды в большей степени, чем египтяне; даже животная символика обоих народов, находившаяся в связи с их верой в богов, представляется во многих отношениях родственной, хотя у египтян поклонение животным, быть может, под влиянием суеверий первоначального африканского населения их страны, практиковалось в большей степени, нежели у вавилонян.
От сходства между местными географическими условиями и между основным мировоззрением произошли и точки соприкосновения между египетским и древнемесопотамским искусствами. Тем не менее никто не может принять произведение древнеегипетского искусства за древнехалдейское; их сходство не идет дальше того, что обусловливается равенством ступени культурного развития обоих народов.
Особенность индуизма. Самые главные: 1)Наличие огромного даже для язычества пантеона богов. 2) То, что его проповедуют и в наше время, большая часть населения Индии до сих пор поклоняются тем богам.