Великая французская революция изменила мир, свергнув абсолютную монархию и сделав возможным переход к капиталистической системе общественного устройства. ей были открыты пути к построению нового государства, распространению образования и науки, созданию новых законов. её девиз “свобода, равенство, братство” стал реальностью не для всех, однако забыть его было уже невозможно. началом революции стал захват народом бастилии – главной тюрьмы парижа. случилось это 14 июля 1789 года. позднее власть в стране побывала в руках жирондистов, затем – якобинцев и термидорианцев. после этого наступил период директории. революция завершилась 9 ноября 1799 года переворотом, осуществлённым наполеоном бонапартом. во франции xviii века господствовала абсолютистская монархия – в руках короля людовика xvi была власть над жизнью и смертью любого жителя страны. однако у франции были значительные финансовые проблемы, она уже не была такой сильной, как в прошлом. развивались идеи просветительства, провозглашавшие равенство, гуманизм и верховенство права, пробудившие в народе неприязнь к стоявшим выше законов богачам, в руках которых находилась вся полнота власти. бунтовали прежде всего образованные горожане (буржуазия), лишённые влияния на публичную жизнь, крестьяне, работавшие на хозяев и из года в год сражавшиеся с неурожаем, и плебс, в городах. общественное возмущение в конце концов переросло в революцию, изменившую лицо мира.
Максим Грек, писатель XVI века, родился около 1480 г. в Албании. Хотя «сказание» о нем называет его родителей «философами», но о его домашнем воспитании ничего не известно. Знаем мы, что в юных летах Максим Грек отправился учиться в Венецию и Флоренцию. Впечатления гуманистической эпохи не для него бесследно, он становится европейски образованным человеком; вместе с тем важно было влияние Савонаролы, о котором он навсегда сохранил светлое воспоминание. Вернувшись на Восток, Максим Грек постригается в Афонском монастыре, где продолжаются его научные занятия: он знакомится с творениями греческих отцов церкви. В 1518 Максим Грек был послан в Москву для перевода некоторых книг, по великого князя Василия III. Первое поручение, перевод Толковой Псалтири, было исполнено им через полтора года в сотрудничестве с Дмитрием Герасимовым и Власием, которые переводили переложения Максима Грека с латинского на славянский язык Максима Грека об отпуске после этого дела не была уважена, и он получил новое поручение: исправить текст некоторых богослужебных книг: Триоди цветной, Часословца, Евангелия, Апостола, Псалтири. Недопустимость, по мнению москвичей, каких-либо исправлений в книгах, недостаточное знакомство Максима Грека со славянским языком были причиной обвинения его в порче книг. К этому присоединилось сомнение в его политической благонадежности, так как он был близок к оппозиционным боярам Вассиану Патрикееву, Берсеню-Беклемишеву и др. В 1525 он был сослан в Волоколамский монастырь, откуда переведен в Тверской Отрочь монастырь и в 1553 в Троицкую Лавру, где и умер в 1556. Литературная деятельность Максима Грека была весьма обширна, и до сих пор еще его произведения не все приведены в известность. Кроме сочинений, написанных в защиту исправления книг, Максим Грек оставил много слов и посланий, которые по содержанию могут быть разделены на 2 категории: догматико-полемические и нравоучительные. Из первых особенно замечательны направленные против Николая Немчина, распространявшего астрологические суеверия и ратовавшего за соединение церквей. Кроме того, Максим Грек писал против евреев, жидовствующих, магометан, обличал разные суеверия и оставил обширное слово на «еллинскую прелесть».
В нравоучительных сочинениях Максим Грек ярко рисует недостатки русской жизни: внешнее благочестие, лихоимство, произвол, неправду судов и т. д. Его обличения весьма энергичны и во всех его произведениях сказывается, как его гуманистическое образование, так и высокий христианский идеализм.
В нравоучительных сочинениях Максим Грек ярко рисует недостатки русской жизни: внешнее благочестие, лихоимство, произвол, неправду судов и т. д. Его обличения весьма энергичны и во всех его произведениях сказывается, как его гуманистическое образование, так и высокий христианский идеализм.