Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. ("станционный смотритель") мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром.. ("станционный смотритель") скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою ("метель") слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена. ("метель") мы пошли к сильвио и нашли его на дворе, сажающего пулю на пулю в туза, приклеенного к воротам.("выстрел") в четырех верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине б***; но в нем жил только , а графиня посетила свое поместье только однажды, в первый год своего замужества, и то прожила там не более месяца. ("выстрел") воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. ("барышня-крестьянка") дело в том, что алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности.("барышня-крестьянка")
Социально- развитие крымского ханстваобщая характеристика
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству