Период с конца ХVII до 40-х годов ХVIII в. определяется нами как первый, самый ранний этап в формировании старообрядчества на Южном Урале. Процесс шел по двум направлениям. Во-первых, с юго-запада со стороны территорий, занимаемых издавна яицким казачеством, и из Керженских скитов. Во-вторых, – с северо-востока, из Исетского края. .. Анализ архивных документов позволяет выявить места расселения старообрядцев и их приблизительную численность в середине ХIХ в. В 1840-50-х годах они фиксировались, кроме упомянутых выше, на Благовещенском (169 чел.) , Архангельском (277 чел.) , Воскресенском (35 чел.) , Верхоторском (57 чел.) , Богоявленском (169 чел.) , Саткинском (46 чел.) , Кусинском (167 чел.) , Катав-Ивановском (61 чел.) , Юрюзань-Ивановском (167 чел.) , Златоустовском заводах и в относящихся к ним многочисленных деревнях18. Реальные цифры всегда существенно занижались, но даже по официальным данным только на восьми предприятиях в 1911 г. было 17 346 старообрядцев. Таким образом, в течение почти всего ХVIII столетия русское старообрядческое население на Южном Урале локализуется преимущественно в горной зоне, вдоль Уральского хребта, т. е. в местах концентрации промышленных предприятий и относящихся к ним сел. Горнозаводское строительство в 40-90-х годах ХVIII в значительному увеличению численности старообрядцев на Южном Урале. остальное по ссылочке
Реформация в Европе. Католическая церковь накануне Реформации: обширные земельные владения, огромные доходы от эксплуатации крестьян и горожан; моральное разложение священников и падение авторитета церкви; продажа индульгенций и церковных должностей; огромные богатства церкви, призывающей прихожан к скромности и неприхотливости; вмешательство церкви во внутренние дела государств. Всё это вызывало недовольство. В 1517 г. , с выступления Мартина Лютера, началась Реформация в Германии, которая вскоре распространилась на всю Европу. Реформация положила начало протестантизму как новой разновидности христианства. Чего хотели протестанты: «дешевую церковь» , отмены феодальных повинностей и освобождения крестьян, закрытия многих монастырей, секуляризации, свободы светской власти от церковных ограничений. Верующему человеку не нужен посредник между ним и Богом, не нужны священники, церкви и папа римский. Отказались от почитания Богородицы, святых, ангелов, от поклонения иконам. Из 7 христианских таинств признали только 2: крещение и причащение. Обряды упрощены, нет монашества. Основные течения протестантизма: 1. Лютеранство. Основоположник – Мартин Лютер. Осн. идеи: нельзя отпускать грехи без покаяния, нельзя брать деньги за покаяние (против индульгенций) . Нужно укреплять веру, а не церковь; не следует поклоняться иконам и проводить пышные обряды. Ликвидировать папство, а главой церкви в каждом немецком княжестве сделать самого князя. Все богослужения проводить на родном языке, а не на латыни. Перевести Библию, чтобы ее мог читать каждый. В 1555 г. – Аугсбургский религиозный мир: «Чья власть – того и вера» . 2. Кальвинизм. Основатель - Жан Кальвин (Швейцария) . Распространилось в Англии (пуритане) , Франции (гугеноты) , Нидерландах и др. странах. Полный разрыв с католичеством. Это учение о «божественном предопределении» : в рай попадет только тот, кто много работает и наживает богатства. Бедность не может быть признаком святости, бедные теряют милость Божью и не попадут в рай. Лень и щедрость – величайшие пороки. Одобряли скупость и усердие в труде ради накопления богатств. Осуждали веселье, нарядную одежду, развлечения, пустую трату времени и денег. Кальвинисты делились на общины, во главе которых стояли пресвитеры, избираемые прихожанами. Судьба человека полностью в руках Господа. Если успех в жизни – значит, человек избран Богом, если неудачник, значит, Бог отверг. В основном, кальвинизм проповедовала буржуазия. 3. Анабаптизм. Народная Реформация (один из сторонников – Томас Мюнцер) . Называли себя «святыми» , вторично крестились, будучи взрослыми. Считали, что вправе свергать недостойных правителей, перераспределять богатства, устанавливать справедливые законы и судить грешников. Католическая церковь боролась против Реформации, этот процесс получил название Контрреформация. Целью Контрреформации являлось укрепление основ католической церкви и власти папы римского. Против протестантов выступили князья Южной Германии, император Священной Римской империи Карл V, король Испании Филипп II и итальянские князья. Опора Контрреформации – католический орден иезуитов, основанный испанским дворянином Ингасио Лойола. Военная дисциплина, при этом они ничем не выделялись среди простых людей, подслушивали, втирались в доверие, уничтожали любого противника папы. Ради церкви – даже убийство не грех. Основной принцип – «цель оправдывает средства» . Инквизиция пытала и сжигала всех, на кого падали хоть малейшие подозрения в протестантизме.
Анализ архивных документов позволяет выявить места расселения старообрядцев и их приблизительную численность в середине ХIХ в. В 1840-50-х годах они фиксировались, кроме упомянутых выше, на Благовещенском (169 чел.) , Архангельском (277 чел.) , Воскресенском (35 чел.) , Верхоторском (57 чел.) , Богоявленском (169 чел.) , Саткинском (46 чел.) , Кусинском (167 чел.) , Катав-Ивановском (61 чел.) , Юрюзань-Ивановском (167 чел.) , Златоустовском заводах и в относящихся к ним многочисленных деревнях18. Реальные цифры всегда существенно занижались, но даже по официальным данным только на восьми предприятиях в 1911 г. было 17 346 старообрядцев. Таким образом, в течение почти всего ХVIII столетия русское старообрядческое население на Южном Урале локализуется преимущественно в горной зоне, вдоль Уральского хребта, т. е. в местах концентрации промышленных предприятий и относящихся к ним сел. Горнозаводское строительство в 40-90-х годах ХVIII в значительному увеличению численности старообрядцев на Южном Урале.
остальное по ссылочке