Общественная психология (community psychology)Термин О. п. вошел в лексикон большинства психологов в 1965 г.,после конференции, организованной в США с целью определить роль психологии в местном движении заобщественную систему психич. здоровья. В итоговых материалах этой конференции содержался призыв кпсихологам активно включиться в решение проблем об-ва, приняв роль агента соц. перемен и «участника-концептуализатора». Термин «общественная система психического здоровья» (community mental health)относится к широкому спектру программ предоставления услуг в сфере психич. здоровья, и частоистолковывается расширительно — как национальная соц. политика, имеющая целью психич. заболеваний. Эта цель здравоохранения требует эпидемиологического, а неклинического взгляда на психич. болезнь.Корни движения за общественную систему психич. здоровья можно найти во многих ранних традицияхамериканской психологии, а также в «движении психической гигиены», организованном в первой половине XXв. В соответствии с Законом об изучении психического здоровья (Mental Health Study Act), принятогоКонгрессом США в 1955 г., была создана Объединенная комиссия по психическому здоровью и психическимболезням. В 1966 г. открылось Отделение общественной психологии в Американской .Движущей силой общественной системы психич. здоровья и общественной психологии изначально являлосьжелание сделать общество открытым для контингента пациентов психиатрических клиник и расширитьсферу услуг в области психич. здоровья, чтобы охватить все слои населения. С тех пор позиция — избегать помещения людей в психиатрические больницы за счет усиления ихсоц. окружения; снижать негативное воздействие соц. институтов на жизнь конкретных людей; поощрять иразвивать защитные силы и компетентность отдельных людей и коммун.Осн. путь к общественной системе психич. здоровья предполагал критику традиционных клиническихучреждений, к-рые часто пассивно ожидали одиночных клиентов, ищущих психиатра, обычносводившейся к курсу индивидуальной психотер., и к-рые изолировали людей в психиатрических клиниках,отрывая их от семьи, друзей, работы и др. источников соц. поддержки. Концепция общественной системыпсихич. здоровья подвергает сомнению эффективность таких учреждений и государстваоказать большему количеству нуждающихся в ней граждан. Взамен существующего положения, этаконцепция предлагает соц. политику, направленную на предотвращение эмоционального дистресса.Идея превентивных мер послужила мостом для перехода к психол. исслед. соц. условий жизни итого, как они влияют на благополучие людей. Первоначально исслед. в области превентивных мерсконцентрировались на группах населения с высоким риском психич. заболеваний и на поискепредрасполагающих к развитию болезни факторов. Позднее они переключились на изучение ситуаций исобытий высокого риска, таких как переход из одной школы в другую, распад орг-ций, безработица, расизм,отсутствие в жилом районе условий для занятий спортом, организованного отдыха и поддерживания соц.контактов.По мере того как общественная психология развивалась в перечисленных направлениях, центральноезначение в ней стало придаваться психол. знаниям, к-рые могли бы быть полезными для соц. игосударственной политики в таких областях, как воспитание детей, право, образование, гериатрия, соц.обеспечение и мн. др.Концепции общества. Специалисты общественной системы психич. здоровья полагали, что осн. соц.проблемы, к-рые приходится решать людям в сложных жизненных ситуациях, требуют научить ихпри приобретать новые навыки и адаптироваться к требованиям об-ва. Этот классическийвзгляд на услуги системы психич. здоровья предполагает, что об-во должно быть относительно стабильнымкак в настоящем, так и в будущем. Альтернатива этому ориентированному на стабильность взгляду былапредложена общественными психологами. Несмотря на реальность индивидуальных проблем впри предполагается, что соц. и общественные вмешательства должны происходить вконтексте, допускающем изменение.Стиль предоставления услуг. Специалисты в области психич. здоровья, в целом, допускали, что подходящийв данном случае вмешательства определяется отношением «врач—пациент». Даже те, ктоотвергает применимость концепции болезни к челов. поведению, склонны принимать мед. стильвмешательства, при к-ром высококвалифицированный или авторитетный специалист, обычно обладающийкакой-либо ученой степенью (выше бакалавра), несет ответственность за диагноз и назначение лечения.
• Пропагандисты: Лавров и Михайловский, «Черный передел», «Южно-русский рабочий союз»
В чем заключаются основные расхождения между марксистским и народническим учениями?
• Марксисты опирались на рабочий класс, а народники – на крестьянство
• Использовали разные средства: марксисты выбирали либо эволюционный, либо революционный путь, а народники ходили в люди, использовали террор и пропаганду
что между ними общего?
• И то, и другое было призвано покончить со старым государственным устойством
Сначала о марксизме:
• Учение, особенное Марксом и Энгельском
• Выступал против третирования Германии
• Основной акцент делается на постоянную классовую борьбу между управляющим и управляемым классами
• Конечный идеальный мир – социализм, и достичь его, минуя капитализм нельзя
• Согласно марксизму, экономика должна быть основана на производстве
• Для борьбы за коммунизм требуется создание рабочей силы – пролетариата
• В России 2 течения: умеренное течение – социал-демократы – меньшевики, и радикальное – большевики.
• Надежды на пролетарскую революцию во всем мире
Народничество:
• 5 направлений: консервативное, либеральное, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
• Основные направления: умеренное и радикальное.
• Умеренное направление – стремление к ненасильственным преобразованиям
• Радикальное направление – последователи Чернышевского – стремление к быстрому насильственному свержению режиму и тут же осуществление социализма
• Почвенники: Аполлон Григорьев, Страхов, Кавелин – устои народа ставились выше устоев интеллигенции
• Кадеты: Михайловский, Кривенко, Каблиц, Воронцов – превалирование либеральных тенденций.
• Либералы-революционеры: Елисеев, Златовратский, Оболенский, Успенский, Щапов
• Пропагандисты: Лавров и Михайловский, «Черный передел», «Южно-русский рабочий союз»
В чем заключаются основные расхождения между марксистским и народническим учениями?
• Марксисты опирались на рабочий класс, а народники – на крестьянство
• Использовали разные средства: марксисты выбирали либо эволюционный, либо революционный путь, а народники ходили в люди, использовали террор и пропаганду
что между ними общего?
• И то, и другое было призвано покончить со старым государственным устойством