ряд положений космологии и натурфилософии бруно, имеющий новаторский и даже революционный для своего времени характер, в значительной мере предвосхитил многие положения космологии нового времени: представление о бесконечности вселенной и числа миров в ней, отождествление звёзд с далёкими солнцами, представление о материальном единстве мироздания. большое значение для развития науки имеет его пропаганда гелиоцентризма. вместе с тем, некоторые представления джордано бруно (в первую очередь, идея о всеобщей одушевлённости материи) были вскоре оставлены наукой.
метафорический язык бруно, его богатая поэтическая фантазия, неразрывная связь его космологии с теологией, , этикой, эстетикой затрудняют оценку его научных представлений и являются причиной непрекращающихся споров среди науки и философов.
более ста лет прошло с тех пор, как суриков написал картину «боярыня морозова». не одно десятилетие это шестиметровое полотно украшает третьяковскую галерею, восхищая ее посетителей мастерством художника. остановимся перед картиной и мы. постоим на деревенской улице, с низкими домами, с куполами церквей, и мысленно двинемся вместе с толпой за санями, на которых сидит закованная в цепи женщина. страшен пламенный взгляд ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. кто она, героиня суриковской картины, чем привлекла она художника-? феодосия морозова принадлежала к самому привилегированному слою общества допетровской эпохи. фанатически религиозная, она, когда в россии начались церковные реформы, стала страстной защитницей старой веры. ее друг и наставник протопоп аввакум писал о ней: «очи твои молниеносны. кидаешься ты на врага, как львица». овдовев на тридцатом году, морозова вела суровую подвижническую жизнь: дом она превратила в тайный монастырь, где собирались раскольники – люди, не приемлющие церковных реформ. протестуя, морозова отказалась участвовать в обряде венчания царя, за что была схвачена, подвергнута пыткам, отправлена в ссылку, где и умерла голодной смертью. но прежде, чтобы устрашить всех непокорных, закованную в кандалы женщину возили по заснеженным московским улицам. картина необычайно живописна. художник использовал всю гамму палитры. краски сияют ослепительно, пронизывая всю картину серебряным светом морозного дня, но на полотне нет пестроты. бессчетные эскизы, выполненные к картине, художник писал с натуры. «если бы я ад писал, - пошучивал он, - то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставил».
ряд положений космологии и натурфилософии бруно, имеющий новаторский и даже революционный для своего времени характер, в значительной мере предвосхитил многие положения космологии нового времени: представление о бесконечности вселенной и числа миров в ней, отождествление звёзд с далёкими солнцами, представление о материальном единстве мироздания. большое значение для развития науки имеет его пропаганда гелиоцентризма. вместе с тем, некоторые представления джордано бруно (в первую очередь, идея о всеобщей одушевлённости материи) были вскоре оставлены наукой.
метафорический язык бруно, его богатая поэтическая фантазия, неразрывная связь его космологии с теологией, , этикой, эстетикой затрудняют оценку его научных представлений и являются причиной непрекращающихся споров среди науки и философов.
более ста лет прошло с тех пор, как суриков написал картину «боярыня морозова». не одно десятилетие это шестиметровое полотно украшает третьяковскую галерею, восхищая ее посетителей мастерством художника. остановимся перед картиной и мы. постоим на деревенской улице, с низкими домами, с куполами церквей, и мысленно двинемся вместе с толпой за санями, на которых сидит закованная в цепи женщина. страшен пламенный взгляд ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. кто она, героиня суриковской картины, чем привлекла она художника-? феодосия морозова принадлежала к самому привилегированному слою общества допетровской эпохи. фанатически религиозная, она, когда в россии начались церковные реформы, стала страстной защитницей старой веры. ее друг и наставник протопоп аввакум писал о ней: «очи твои молниеносны. кидаешься ты на врага, как львица». овдовев на тридцатом году, морозова вела суровую подвижническую жизнь: дом она превратила в тайный монастырь, где собирались раскольники – люди, не приемлющие церковных реформ. протестуя, морозова отказалась участвовать в обряде венчания царя, за что была схвачена, подвергнута пыткам, отправлена в ссылку, где и умерла голодной смертью. но прежде, чтобы устрашить всех непокорных, закованную в кандалы женщину возили по заснеженным московским улицам. картина необычайно живописна. художник использовал всю гамму палитры. краски сияют ослепительно, пронизывая всю картину серебряным светом морозного дня, но на полотне нет пестроты. бессчетные эскизы, выполненные к картине, художник писал с натуры. «если бы я ад писал, - пошучивал он, - то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставил».