Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Церковный собор 1666-1667 гг.
- Что же происходило с церковью во время Смуты?
Смута стала суровым испытанием для церкви. Поляки разграбили и уничтожили около 450 московских церквей, убивали служителей церкви и брали их в заложники. Митрополит Филарет тоже оказался в плену, но потом вернулся и стал патриархом. Также он правил с Михаилом Романовым.
Реформа патриарха Никона. По предложения царя Алексея Михайловича главой церкви становится Никон
В конце XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни. Дело в том, что в русских церковных книгах, которые были переписаны от руки, имелось много описок и искажений текста. Мнения верующих разделились. Одни предлагали исправить церковные книги и обряды по древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они переписывались. В 1953-1955 гг. была проведена церковная реформа (раздаются карточки с содержанием церковной реформы, запишите в тетрадь этот период). Ученики записывают дату в тетрадь.
. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Патриарх Никон был человеком своенравным и волевым. Получив власть над верующими, он выступил с идеей первенства церковной власти над царской. По сути, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру Филарета и Михаила Романова. Это не могло понравиться царю, и он перестал ходить на богослужения к патриарху и приглашать его на государственные приёмы. Никон самовольно сложил с себя полномочия патриарха в Успенском соборе и удалился в монастырь. Стал ждать, что царь раскается и позовёт обратно, но вместо этого Алексей Михайлович замыслил провести церковный суд над Никоном.
Для суда над Никоном был созван Церковный собор. Запишите в тетрадь дату 1666-1667 гг., это 4-й пункт плана (учащиеся записывают в тетрадь, отвечают на во что такое собор?). На соборе Алексей Михайлович осудил Никона за самовольное оставление поста патриарха, цитата «самовольно и без нашего царского повеления церковь оставил и от патриаршества отрёкся» (С. 77 учебника). Присутствующие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно собор поддержал реформу, предал анафеме её противников, которые стали именоваться старообрядцами. Так начался Раскол в русской православной церкви.
B этих условиях Великое княжество Литовское могло выступать как ядро будущего объединения русских земель. Очевидно, что Литва и Владимирское Великое княжество выступали фактически с одной программой — программой объединения всей русской земли. Особенно энергично объединительную программу осуществлял великий князь Гедимин (правил в 1315-1341). Именно в те годы, когда Москва и Тверь вели ожесточенную борьбу между собой за великое Владимирское княжение, зачастую прибегая к вооруженной Золотой Орды, Великое княжество Литовское при Гедимин являлось центром антиордынского сопротивления
Великое княжество Литовско-Русское. Возвышению Литвы монгольское нашествие на Русь. Литва и многие западные русские княжества оказались в стороне от него и стали сплачиваться для отражения угрозы. Западнорусские князья иногда охотно становились вассалами Литвы, другой раз Литва покоряла княжества силой. Но объединение с Литвой означало свободу от уплаты дани Золотой Орде. При великом князе Гедимин (1316-1341) Литва включила в себя всю нынешнюю территорию Белоруссии. Здесь издавна находились Полоцкое и Турово-Пинское княжества и часть Волынского княжеств
что было:
:Церковь после Смуты.
Реформа патриарха Никона.
Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Церковный собор 1666-1667 гг.
- Что же происходило с церковью во время Смуты?
Смута стала суровым испытанием для церкви. Поляки разграбили и уничтожили около 450 московских церквей, убивали служителей церкви и брали их в заложники. Митрополит Филарет тоже оказался в плену, но потом вернулся и стал патриархом. Также он правил с Михаилом Романовым.
Реформа патриарха Никона. По предложения царя Алексея Михайловича главой церкви становится Никон
В конце XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни. Дело в том, что в русских церковных книгах, которые были переписаны от руки, имелось много описок и искажений текста. Мнения верующих разделились. Одни предлагали исправить церковные книги и обряды по древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они переписывались. В 1953-1955 гг. была проведена церковная реформа (раздаются карточки с содержанием церковной реформы, запишите в тетрадь этот период). Ученики записывают дату в тетрадь.
. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Патриарх Никон был человеком своенравным и волевым. Получив власть над верующими, он выступил с идеей первенства церковной власти над царской. По сути, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру Филарета и Михаила Романова. Это не могло понравиться царю, и он перестал ходить на богослужения к патриарху и приглашать его на государственные приёмы. Никон самовольно сложил с себя полномочия патриарха в Успенском соборе и удалился в монастырь. Стал ждать, что царь раскается и позовёт обратно, но вместо этого Алексей Михайлович замыслил провести церковный суд над Никоном.
Для суда над Никоном был созван Церковный собор. Запишите в тетрадь дату 1666-1667 гг., это 4-й пункт плана (учащиеся записывают в тетрадь, отвечают на во что такое собор?). На соборе Алексей Михайлович осудил Никона за самовольное оставление поста патриарха, цитата «самовольно и без нашего царского повеления церковь оставил и от патриаршества отрёкся» (С. 77 учебника). Присутствующие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно собор поддержал реформу, предал анафеме её противников, которые стали именоваться старообрядцами. Так начался Раскол в русской православной церкви.
B этих условиях Великое княжество Литовское могло выступать как ядро будущего объединения русских земель. Очевидно, что Литва и Владимирское Великое княжество выступали фактически с одной программой — программой объединения всей русской земли. Особенно энергично объединительную программу осуществлял великий князь Гедимин (правил в 1315-1341). Именно в те годы, когда Москва и Тверь вели ожесточенную борьбу между собой за великое Владимирское княжение, зачастую прибегая к вооруженной Золотой Орды, Великое княжество Литовское при Гедимин являлось центром антиордынского сопротивления
Великое княжество Литовско-Русское. Возвышению Литвы монгольское нашествие на Русь. Литва и многие западные русские княжества оказались в стороне от него и стали сплачиваться для отражения угрозы. Западнорусские князья иногда охотно становились вассалами Литвы, другой раз Литва покоряла княжества силой. Но объединение с Литвой означало свободу от уплаты дани Золотой Орде. При великом князе Гедимин (1316-1341) Литва включила в себя всю нынешнюю территорию Белоруссии. Здесь издавна находились Полоцкое и Турово-Пинское княжества и часть Волынского княжеств
Объяснение: