Государственная уставная грамота российской империи, проект конституции, подготовленный по приказу имп. александра i в канцелярии представителя императора при адмиралтейском совете царства польского н. н. новосильцова. кроме новосильцова в создании проекта участвовали чиновники канцелярии п. а. вяземский и п. и. дешан. впервые имп. александр i публично объявил о намерении ввести в россии конституцию в речи на открытии сейма царства польского 15 марта 1818. к осени 1819 было подготовлено «краткое изложение основ конституционной хартии российской империи» (на франц. яз.) , к осени 1820 — окончательный текст государственной уставной грамоты, который состоял из 6 глав: 1-я — предварительные распоряжения; 2-я — о правлении российской империи; 3-я — ручательства державной власти; 4-я — о народном представительстве; 5-я — о судебной власти; 6-я — общие постановления. многие положения государственной уставной грамоты совпадали с положениями конституции царства польского 1815, значительное влияние оказали нормы французской конституции 1814. создатели государственной уставной грамоты стремились сочетать незыблемость самодержавия с государственно-правовыми идеями, сформировавшимися в европе к 1820-м. по государственной уставной грамоте территория империи делилась на наместничества (каждое из нескольких губерний) ; предусматривалось введение народного представительства в виде двухпалатного государственного сейма (верхняя палата — сенат, нижняя — посольская изба) и двухпалатных сеймов в наместничествах. государственный сейм рассматривал и утверждал законы, бюджет, но императору принадлежала законодательная инициатива и право вето. депутаты избирались от уездных дворянских собраний и городских обществ. избирательное право получало дворянство (имевшее недвижимость) , от городов — также владельцы недвижимости, лица, имевшие университетские и академические дипломы, банкиры, предприниматели и судовладельцы, купечество первых двух гильдий и цеховые мастера. устанавливался общий избирательный возрастной ценз — 25 лет. правом быть избранным обладали лица, достигшие 30 лет и имевшие определенный имущественный ценз. из их числа император назначал членов государственного и наместнических сеймов. провозглашались разделение административной власти и судебной и независимость судей, а также гражданские свободы: равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и лишение свободы только с соблюдением закона, свобода всех видов собственности, печати, вероисповедания. (православие объявлялось господствующей религией, равноправие предоставлялось другим христианским вероисповеданиям. ) в 1820 был подготовлен манифест, который должен был быть объявлен в момент провозглашения государственной уставной грамоты — о введении ее в действие, в котором основное внимание уделялось доказательству того, что это является не введением новых порядков, а совершенствованием существующих. ни манифест, ни государственная уставная грамота обнародованы не были. с намеченным государственной уставной грамотой преобразованием административно-территориального деления связана деятельность .
Вэпоху ускоряющейся динамики развивающихся восточноазиатских и низких темпов западных стран япония находится в буквальном смысле на поворотном этапе своего политического, дипломатического и развития. по итогам 2010 года япония стала третьей мира после сша и китая. небывало длительная рецессия японской , а также катастрофические последствия землетрясения и цунами в марте 2011 года, создавшие угрозу радиоактивного заражения региона, выдвигают на первый план внешней и внутренней политики страны компоненту национального интереса. дипломатии японии становится не просто фактором укрепления государственного могущества, призванного компенсировать недостающие военно-силовые элементы, входящие в комплексную характеристику современного государства, а приобретает дополнительное политическое значение, являясь ответом как на новые внешние вызовы, так и на возросшие требования японского населения к уровню и качеству жизни. эту её роль подтверждает и премьер-министр наото кан: «излишне говорить, что дипломатия является важной в любую эпоху. тем не менее, сейчас мир вступил в эпоху, которую по праву можно назвать водоразделом, в период, когда дипломатия становится всё более важной для японии и для всего мира». конкретизируя эту мысль, он полагает, что дипломатия является одной из пяти основ внешней политики и национальной безопасности японии, наряду с такими, как японо-американский альянс в качестве краеугольного камня японской внешней политики, новое развитие внешних связей со странами азии, усилия для решения вопросов и среда безопасности вокруг современной японии.на фоне всплеска прогностических оценок потенциальных последствий японской катастрофы для стран азии и других крупных мира, по мере распространения ядерной тревоги все новые и новые вопросы. насколько японская катастрофа может помешать развитию мировой ? как долго западу и остальному миру придется жить с сильной иеной? ответ на подобные вопросы в какой-то степени может дать анализ развития японии.