культура и искусство франции xvii век французское искусство в xvii веке находилось под большим влиянием итальянской культуры, также во франции работали фламандские живописцы, тогда как великие французские мастера жили и творили в риме, поэтому в этот период во французском искусстве не было стилевого единства. перемены наступили с воцарением людовика iv и созданием королевской художественной академией. 2 живопись в живописи франции этого периода существовали три направления: «придворная школа» «реалистическая школа» «школа классицизма» 3 филипп де шампень портрет кардинала ришелье 1635 гиацинт риго портрет людовика хiv 1702 жанр парадного портрета формировался силами придворных живописцев на основе барочной живописи – тип пышного идеализированного, льстивого и репрезентативного портрета. 4 развитие реалистической живописи связано с творчеством жоржа де латура (1593-1652) жорж де латур шулер ок. 1633-1640 5 жорж де латур явление ангела св. иосифу 1640 жорж де латур рождество 1640-1650 сюжеты картин латура связаны с разными проявлениями человеческого бытия, в них соединяются все возрасты человека, и особое значение играет свет как божественное провидение. 6 франция xvii век классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. классицизм – культура абсолютизма 7 как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во франции. его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. в это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. при этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. 8 классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала высокого возрождения. в изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы – использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, -тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, -провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. теоретиком раннего классицизма был поэт никола буало-депрео (1636-1711) -«любите мысль в стихах», то есть эмоции подчиняются разуму - принцип единства формы и содержания – основной принцип, то есть чтобы в совершенстве донести мысль необходим строгий метод изложения – канон. - эстетический идеал красоты в античной культуре 9 крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик никола пуссен (1594–1665) пуссен воплощал идеи своего времени в образах античных героев, видя в этом высокую воспитательную цель искусства - использовать достойные примеры деяний граждан древности в назидание современникам. 10 «танкред и эрминия» 1630-е гг., государственный эрмитаж, 11 никола пуссен стал основоположником искусства классицизма, стиля, в основе которого лежит преклонение перед античностью. пуссен воплощал идеи своего времени в образах античных героев, видя в этом высокую воспитательную цель искусства - использовать достойные примеры деяний граждан древности в назидание современникам. по мнению пуссена, в основе всякого творчества прежде всего должен быть разум. пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи никола пуссен поклонение золотому тельцу 1634-1635. 12 никола пуссен аркадские пастухи 1650 13 в образах природы он ищет героическое начало
Этот храм для слышавших о нем - невероятен, а для видевших его - подобен чуду света. в высоту он поднимается как будто до неба и будто плывет над остальным городом.входишь в притвор, украшенный изображениями императоров, и оттуда через серебряную дверь попадаем в храм. и сразу замираем, пораженные: снаружи церковь и казалась величественной, но внутри царит какой-то особенный грандиозный мир и все дышит невообразимой красотой.в бесконечную высоту взлетает купол, залитый мягким светом, струящимся из сорока окон у его основания.внезапно чувствуешь, что над тобой не свод, сложенный умелыми мастерами: над тобой - небосвод легкий, воздушный, парящий над землей; он не опирается на колонны, он висит сам по себе, охватывая весь храм, словно божественная сфера.блеск золота, разнообразие цветов и теней, величавые мозаические изображения иисуса христа и святых в их цельном первоначальном виде производят неотразимое впечатление.как оценить великолепие колонн и мраморов, которые украшают храм? кажется будто находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. можно ли остаться равнодушным перед пурпурной и изумрудной отделкой? багровый цвет меняется белым, как солнце. такое впечатление, что художником здесь была сама природа.под влиянием впечатлений никто, вступив в этот храм, уже не пожелает отсюда возвратиться назад.