Софиевка, умань.высокий вкус, проявленный садовниками многих поколений, умноженный на заповедную девственность природы, шедевр паркового, ландшафтного искусства. уманский дендропарк "софиевка". редко какое произведение парковой архитектуры сравнится с "софиевкой", таким количеством легенд и романтических , затерявшихся в тенистых аллеях, таинственных гротах, в нагромождениях скал. старинными аллеями парка бродили александр пушкин и тарас шевченко, иван котляревский и сергей волконский, павел пестель и михаил бестужев-рюмин, владимир сосюра и максим рыльский. парк «софиевка» создан ф.щ.потоцким для своей возлюбленной красавицы-гречанки софии витте потоцкой. этот парк – одна из сказок природы, воплощённая руками крепостных для любимой женщины богатейшего польского магната. софиевка – самый большой дендропарк в европе, при этом он является ландшафтным, то есть простирается и в ширину и в высоту. особенно красивое зрелище открывается на вершине самого высокого водопада – тогда перед вами весь парк как на ладони, до сих пор жалею, что не сделала фотографий именно с этой точки. есть еще в парке экскурсия по подземной реке на лодке. софиевский парк наверно является и самым мистическим местом в украине. по крайней мере в нем есть 4 символа, которые по легенде исполнят ваши желания или избавят от недуга. венец весты. главный вход парка украшают две каменные сторожевые башни, венец которых заимствован из храма древнеримской богини очага и огня весты и тиволи. все невесты стараются заманить сюда своих женихов: сама веста благословит вас и вашего спутника, когда вы пройдете под ее венцом. внутри грота калипсо, который раньше назывался гротом льва или гротом потоцкого, сам граф потоцкий написал на польском языке «кто несчастлив, то пусть зайдет и станет счастливым, а кто счастлив, пусть станет еще счастливее». согласно преданию, нужно потрогать медную надпись, а после обойти вокруг стоящего посредине огромного камня трижды, после чего загадать желание. также можно излечиться от хвори, если побывать возле венеры-купальщицы. если человек выпьет водицы из источника, где течет радоновая вода, а затем загадает желание избавиться от недуга, то хворь обязательно выйдет из тела. а с «большого водопада» софиевки можно испытать судьбу. чтобы исполнилось сокровенное желание, нужно пройти по проходу прямо за его потоками, и если на тебя не упадет ни одна капля, все загаданное исполнится. о хозяйке парка - в основания, строительства и развития "софиевки" мы выделяем шесть отдельных периодов. 1796-1831. основание. софиевка в первые годы существования. последние года периода потоцких . 1831-1859. царицин сад. в 1832 г. парк, как и вся собственность потоцких, был конфискован и передан киевской государственной палате, а с 1836 г. подчинен военных поселений. в появляется название парка - царицин сад. 1859-1929. училище садоводства. 30 марта 1859 года царским указом парк передается главному училищу садоводства, которое переводится с г. одессы в г. умань. продолжает называться царициным садом, хотя за указом царя сад называется "уманский сад главного училища садоводства". в. в. пашкевич заложил так называемый парк. проводятся вырубки ухода и санитарные вырубки. парк приходит в упадок. 1929-1955. государственный заповедник. постановлением совнаркома усср n26/630 от 18.05.29 г. "софиевка" (которая с 1923 года начала называться сад iii интернационала) объявляется заповедником. 26 сентября 1955 года "дендрозаповедник софиевка" на основании постановления совета министров украины за n 1184 переводится в систему академии наук украины и подчиняется в своей научной деятельности центральному ботаническому саду ан украины. с 23 января 1991 г. "софиевке" присвоен статус самостоятельного научного учреждения национальной академии наук украины.
казахские народные ораторы хі-хvі веков. казахи, как и , бережно хранят образцы речевой культуры, которые функционируют во всех сферах жизни и быта, отражая события, этические и правовые нормы. кроме того, в этих метких, точных и выразительных высказываниях проявляются процессы развития самосознания народа. в становлении казахской речевой культуры большую роль сыграли народные ораторы, которых называли би, шешен. в казахском языке слова «би, шешен» воспринимаются почти как синонимы и соответствуют слову «оратор». би-оратор прежде всего хорошо знает своей страны, людей и события прошлого, знает порядок решения спорных вопросов, законы адата. казахские народные ораторы «красоту и изящество выражения мысли черпали из фольклорного источника, из народных речений, пословиц и поговорок, отличающихся точностью и поэтической изобразительностью». речь таких известных казахских ораторов, как аяз би, майкы би асанкайгы, жиренше шешен, была насыщена пословицами, поговорками, афоризмами и назиданиями. позже основоположники казахского художественного слова бухар жырау, махамбет утемисов и другие, а также классики абай кунанбаев, ыбрай алтынсарин, шокан валиханов широко использовали в своем творчестве народные изречения, используя их как в оригинальном, так и трансформированном виде (здесь и далее использован материал из книги б. «казахское народное ораторское искусство» и его периодизация казахского ораторского искусства). период становления казахского ораторского искусства связывают с именами аяз би и майкы би. аяз би жил предположительно на рубеже хі-хіі веков на побережье аральского моря, о чем свидетельствуют раскопки «города аяза», «аяз-кала», руины которого были обнаружены вдоль арала. в памяти народной сохранились мудрые, крылатые изречения аяз би, назидания; красноречивость, афористичность метафоричность его высказывании. по сохранившимся , аяз би сначала был ханским визирем, затем провозглашен ханом, прославился как мудрый общественный деятель. «одна из личностей, чье имя и дела сохранили предания майкы би. легенды, связанные с ним, отражают события хп-хш веков». непревзойденный оратор он внес большой вклад в единение раздробленных казахских родов, создание первого казахского ханства во главе с ханом алашой. при непосредственном содействии майкы би были заложены основы символики казахских родов и племен. ему принадлежат образцы красноречия, назиданий, мудрых изречений. второй период развития казахского ораторского искусства связывают с именами асан кайгы (асана скорбного) и жеренше шешена (жиренше красноречивого), творчество которых по преданию относится к хіv-хv векам. асан кайгы предстает в преданиях как предсказатель, философ, постоянно скорбящий и думающий о будущем своей земли и народа, заботящийся о его благе. асан кайгы участвовал в создании и укреплении казахского ханства, по преданию, он объездил все земли, начиная с берегов волги и каспия до самой китайской границы, в поисках земли обетованной. сохранилось подробное описание исконно казахской территории, приписываемое асан кайгы. расселив свой народ, он занялся поисками места для столицы, выбрав для нее самый центр исконных казахских степей подножие улытау. широко бытующие в народе меткие красочные оценки и характеристики асан кайгы, адресованные хану жанибеку, являются образцами подлинно ораторской речи. с жиренше шешеном, который всегда ведет повествование от своего имени, тоже связано много преданий и легенд. считается, что жиренше — духовный отец, эталон для всех известных в представителей казахского ораторского искусства. его назидательные рассказы связаны с событиями, происходившими в период правления хана первого казахского государства жанибека. однажды, например, он спас визирей, которые не смогли ответить на вопрос хана «каково расстояние между ложью и правдой? » с своей красавицы жены каракоз жиренше нашел разгадку: «то, что слышишь ушами, может быть и ложью, а то, что увидел глазами, это сущая правда, значит расстояние между ложью и правдой равно расстоянию между ухом и глазом».
казахские народные ораторы хі-хvі веков. казахи, как и , бережно хранят образцы речевой культуры, которые функционируют во всех сферах жизни и быта, отражая события, этические и правовые нормы. кроме того, в этих метких, точных и выразительных высказываниях проявляются процессы развития самосознания народа. в становлении казахской речевой культуры большую роль сыграли народные ораторы, которых называли би, шешен. в казахском языке слова «би, шешен» воспринимаются почти как синонимы и соответствуют слову «оратор». би-оратор прежде всего хорошо знает своей страны, людей и события прошлого, знает порядок решения спорных вопросов, законы адата. казахские народные ораторы «красоту и изящество выражения мысли черпали из фольклорного источника, из народных речений, пословиц и поговорок, отличающихся точностью и поэтической изобразительностью». речь таких известных казахских ораторов, как аяз би, майкы би асанкайгы, жиренше шешен, была насыщена пословицами, поговорками, афоризмами и назиданиями. позже основоположники казахского художественного слова бухар жырау, махамбет утемисов и другие, а также классики абай кунанбаев, ыбрай алтынсарин, шокан валиханов широко использовали в своем творчестве народные изречения, используя их как в оригинальном, так и трансформированном виде (здесь и далее использован материал из книги б. «казахское народное ораторское искусство» и его периодизация казахского ораторского искусства). период становления казахского ораторского искусства связывают с именами аяз би и майкы би. аяз би жил предположительно на рубеже хі-хіі веков на побережье аральского моря, о чем свидетельствуют раскопки «города аяза», «аяз-кала», руины которого были обнаружены вдоль арала. в памяти народной сохранились мудрые, крылатые изречения аяз би, назидания; красноречивость, афористичность метафоричность его высказывании. по сохранившимся , аяз би сначала был ханским визирем, затем провозглашен ханом, прославился как мудрый общественный деятель. «одна из личностей, чье имя и дела сохранили предания майкы би. легенды, связанные с ним, отражают события хп-хш веков». непревзойденный оратор он внес большой вклад в единение раздробленных казахских родов, создание первого казахского ханства во главе с ханом алашой. при непосредственном содействии майкы би были заложены основы символики казахских родов и племен. ему принадлежат образцы красноречия, назиданий, мудрых изречений. второй период развития казахского ораторского искусства связывают с именами асан кайгы (асана скорбного) и жеренше шешена (жиренше красноречивого), творчество которых по преданию относится к хіv-хv векам. асан кайгы предстает в преданиях как предсказатель, философ, постоянно скорбящий и думающий о будущем своей земли и народа, заботящийся о его благе. асан кайгы участвовал в создании и укреплении казахского ханства, по преданию, он объездил все земли, начиная с берегов волги и каспия до самой китайской границы, в поисках земли обетованной. сохранилось подробное описание исконно казахской территории, приписываемое асан кайгы. расселив свой народ, он занялся поисками места для столицы, выбрав для нее самый центр исконных казахских степей подножие улытау. широко бытующие в народе меткие красочные оценки и характеристики асан кайгы, адресованные хану жанибеку, являются образцами подлинно ораторской речи. с жиренше шешеном, который всегда ведет повествование от своего имени, тоже связано много преданий и легенд. считается, что жиренше — духовный отец, эталон для всех известных в представителей казахского ораторского искусства. его назидательные рассказы связаны с событиями, происходившими в период правления хана первого казахского государства жанибека. однажды, например, он спас визирей, которые не смогли ответить на вопрос хана «каково расстояние между ложью и правдой? » с своей красавицы жены каракоз жиренше нашел разгадку: «то, что слышишь ушами, может быть и ложью, а то, что увидел глазами, это сущая правда, значит расстояние между ложью и правдой равно расстоянию между ухом и глазом».