В то время в Петербурге была сосредоточена вся элита страны и почти 250000 людей считались "людьми дна"нищие люди, которые были вынуждены существовать и были основной причиной преступности в городе. Контакт между людьми из разных групп считался неприемлемым в обществе и сводился к минимуму. В городе условно существовали три крупных сословия: высший свет, в который входили царская семья, дворяне, знатные семьи, офицеры, интеллигенция — представители средних сословий, куда входили люди, имеющие престижную профессию. Среди низших сословий выделялись ремесленники/отходники, которые всегда существовали в кругу своего землячества и пролетарии — простые работники цехов и заводов без нужного образования
Развитие культуры Б. в 17-начале 18 вв. получило название «белорусское Возрождение». Оно было связано с Ренессансом- развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества. В конце 16-17 вв. на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами западной и Центральной Европы, развитие книгопечатания, образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. В отличие от западноевропейских стран Возрождения на Б. возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских феодалов. В результате удельный вес светских начал в культуре был меньшим, чем на Западе. Специфика Возрождения на Б.: столкновение западноевропейской и восточноевропейской традиций; наличие определенного времени религиозной толерантности. Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Б. были Скарина и Гусовский. Главные достижения в 17 в. Было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства. Литературным шедевром стала поэма Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа. Первые книги, выпущенные Скариной, были адресованы светскому читателю. Последователь Скарины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стиль и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса ( костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно. В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра. Белорусская культура развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в обще европейский культурно-исторический процесс.