Прежде чем говорить кратко об эпохе дворцовых переворотов в России, необходимо понять, что означает термин «дворцовый переворот». Под данным устойчивым сочетанием понимается силовая смена власти в государстве, которая осуществляется через заговор группой придворных лиц и опирается на привилегированной военной силы – – гвардии. В итоге происходит свержение действующего монарха и возведение на престол нового наследника из правящей династии – ставленника группы заговорщиков. Со сменой государя меняется и состав правящей элиты. За период государственных переворотов в России – 37 лет, на российском престоле сменилось шесть государей. Причинами тому послужили следующие события:
После Петра I не осталось прямых наследников по мужской линии: сын Алексей Петрович умер в тюрьме, осужденный за измену, а младший сын Пётр Петрович умер в раннем возрасте;
Принятый Петром I в 1722 году «Указ о наследовании престола»: согласно данному документу решение о наследнике престола принимает сам правящий монарх. Таким образом, вокруг возможных претендентов на трон собирались различные группы сторонников – дворянские группировки, которые находились в противоборстве;
Пётр Великий не успел составить завещание и указать имя наследника.
Таким образом, согласно определению российского историка В.О. Ключевского, началом эпохи дворцовых переворотов в России принято считать дату смерти Петра I – 8 февраля (28 января) 1725 года, а концом – 1762 – год прихода к власти Екатерины Великой.
Отличительные черты
У дворцовых переворотов 1725-1762 годов было несколько характерных общих черт:
Фаворитизм: вокруг возможного претендента на престолонаследие формировалась группа лиц – фаворитов, целью которых было быть ближе к власти и иметь политическое влияние. Фактически приближенные к государю дворяне сосредотачивали в своих руках всю власть и полностью контролировали государя (Меншиков, Бирон, князья Долгорукие);
Опора на гвардейский полк: гвардейские полка появились при Петре I. В Северной войне они стали основной ударной силой русской армии, а затем использовались как личная охрана государя. Иными словами, их привилегированное положение и близость к царю сыграли решающую роль в их «судьбе»: их поддержку использовали как основную ударную силу в дворцовых переворотах;
Частая смена монархов;
Обращение к наследию Петра Великого: каждый новый наследник, претендующий на трон, демонстрировал намерение строго следовать курсом Петра I во внешней и внутренней политике. Однако, часто обещанное шло вразрез с делами текущими и наблюдались отступления от его программы.
Хронологическая таблица
В следующей хронологической таблице представлены все шесть русских правителей, время правления которых по истории связано с эпохой дворцовых переворотов. Первая строка отвечает на вопрос, кто из правителей открыл рассматриваемый промежуток в политической жизни России в 18 веке – Екатерина I. Далее следуют другие монархи в хронологическом порядке. Кроме того, указывается с каких сил и придворных группировок, каждый из них пришёл к власти.
В Новгороде в 15 веке мастера выстроили Грановитую палату, бояре выстраивали себе палаты из камня.Москва превратилась в центр государства , что вызвало необходимость улучшения её облика.внешнего вида. Туда приезжали работать мастера из Италии и русские мастера.Итальянцы стали использовать в строительстве кирпич. Самой значительным творением из кирпича был Успенский Собор. Итальянские мастера создали Грановитую палату. Московский Кремль стал символом успеха московских князей в объединении всех земель Руси.
В конце 14- начале 15 века создаётся русская живописная школа. Ярким художником был Андрей Рублёв, бывший монахом. Он работал над Благовещенским собором,Успенским собором во Владимире, собором Троице –Сергиевого монастыря .Он выражал в своих работах надежду народа на мир, согласие , покой и любовь.Этот художник с последователями отказался от суровой византийской живописи.Он творил образ живого человека , с его переживаниями и настроениями. В Москве появлялись новые приёмы живописи.Развивалась также работа бывшего князя, который стал монахом Дионисием и писал иконы.и фрески. В них отражалась праздничность и радость, их цвета были нежными.
Объяснение:
Прежде чем говорить кратко об эпохе дворцовых переворотов в России, необходимо понять, что означает термин «дворцовый переворот». Под данным устойчивым сочетанием понимается силовая смена власти в государстве, которая осуществляется через заговор группой придворных лиц и опирается на привилегированной военной силы – – гвардии. В итоге происходит свержение действующего монарха и возведение на престол нового наследника из правящей династии – ставленника группы заговорщиков. Со сменой государя меняется и состав правящей элиты. За период государственных переворотов в России – 37 лет, на российском престоле сменилось шесть государей. Причинами тому послужили следующие события:
После Петра I не осталось прямых наследников по мужской линии: сын Алексей Петрович умер в тюрьме, осужденный за измену, а младший сын Пётр Петрович умер в раннем возрасте;
Принятый Петром I в 1722 году «Указ о наследовании престола»: согласно данному документу решение о наследнике престола принимает сам правящий монарх. Таким образом, вокруг возможных претендентов на трон собирались различные группы сторонников – дворянские группировки, которые находились в противоборстве;
Пётр Великий не успел составить завещание и указать имя наследника.
Таким образом, согласно определению российского историка В.О. Ключевского, началом эпохи дворцовых переворотов в России принято считать дату смерти Петра I – 8 февраля (28 января) 1725 года, а концом – 1762 – год прихода к власти Екатерины Великой.
Отличительные черты
У дворцовых переворотов 1725-1762 годов было несколько характерных общих черт:
Фаворитизм: вокруг возможного претендента на престолонаследие формировалась группа лиц – фаворитов, целью которых было быть ближе к власти и иметь политическое влияние. Фактически приближенные к государю дворяне сосредотачивали в своих руках всю власть и полностью контролировали государя (Меншиков, Бирон, князья Долгорукие);
Опора на гвардейский полк: гвардейские полка появились при Петре I. В Северной войне они стали основной ударной силой русской армии, а затем использовались как личная охрана государя. Иными словами, их привилегированное положение и близость к царю сыграли решающую роль в их «судьбе»: их поддержку использовали как основную ударную силу в дворцовых переворотах;
Частая смена монархов;
Обращение к наследию Петра Великого: каждый новый наследник, претендующий на трон, демонстрировал намерение строго следовать курсом Петра I во внешней и внутренней политике. Однако, часто обещанное шло вразрез с делами текущими и наблюдались отступления от его программы.
Хронологическая таблица
В следующей хронологической таблице представлены все шесть русских правителей, время правления которых по истории связано с эпохой дворцовых переворотов. Первая строка отвечает на вопрос, кто из правителей открыл рассматриваемый промежуток в политической жизни России в 18 веке – Екатерина I. Далее следуют другие монархи в хронологическом порядке. Кроме того, указывается с каких сил и придворных группировок, каждый из них пришёл к власти.
В Новгороде в 15 веке мастера выстроили Грановитую палату, бояре выстраивали себе палаты из камня.Москва превратилась в центр государства , что вызвало необходимость улучшения её облика.внешнего вида. Туда приезжали работать мастера из Италии и русские мастера.Итальянцы стали использовать в строительстве кирпич. Самой значительным творением из кирпича был Успенский Собор. Итальянские мастера создали Грановитую палату. Московский Кремль стал символом успеха московских князей в объединении всех земель Руси.
В конце 14- начале 15 века создаётся русская живописная школа. Ярким художником был Андрей Рублёв, бывший монахом. Он работал над Благовещенским собором,Успенским собором во Владимире, собором Троице –Сергиевого монастыря .Он выражал в своих работах надежду народа на мир, согласие , покой и любовь.Этот художник с последователями отказался от суровой византийской живописи.Он творил образ живого человека , с его переживаниями и настроениями. В Москве появлялись новые приёмы живописи.Развивалась также работа бывшего князя, который стал монахом Дионисием и писал иконы.и фрески. В них отражалась праздничность и радость, их цвета были нежными.
Объяснение: