Восточное направление. Присоединение и освоение новых земель
Золотая Орда распалась на много отдельных государственных образований, среди которых были Казанское ханство и Астраханское ханство, которые постоянно представляли угрозу русским землям. Под их контролем находился Волжский торговый путь. Кроме того, в получении этих плодородных земель было заинтересовано дворянство. Жившие на этих территориях марийцы, мордва, чуваши, стремились освободиться от ханской зависимости. Подчинить эти ханство представлялось возможным только двумя : посадить там своих ставленников или завоевать их. Дипломатические усилия не принесли результатов, и в 1552 году, 150-тысячное войско Ивана IV подошло к стенам Казани. Казань, по тем временам, считалась очень хорошей военной крепостью. Царь провел подготовительные мероприятия. Недалеко от Углича была построена деревянная крепость, которую потом разобрали и сплавили по Волге до впадения в нее Свияги. Затем, в30 км. От Казани, разобранную крепость собрали вновь, которая положила начало новому городу – Свияжску, ставшему опорным пунктом в борьбе за Казань. Иван Григорьевич Выродков, талантливый мастер, руководил всеми работами по сооружению крепости, сооружением минных подкопов и осадных при при штурме Казани.
Штурм Казани начался 1 октября 1552 года. Часть стены Казанского кремля была разрушена в результате взрыва 48 бочек пороха, предварительно заложенных в подкопах. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был пленен. Казань была взята. Впоследствии, хан крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал активным союзником царя и владельцем Звенигорода.
Астрахань была присоединена в 1556 году. Чувашия и часть Башкирии добровольно вошли в состав России в 1557 году. Ногайская Орда, также выделившаяся из Золотой Орды, признала зависимость от России. Название свое государство получило по имени правителя Ногая, а ее территории охватывали степные районы от Волги до Иртыша. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
Предпосылками продвижения в Сибирь стало присоединение Казанского и Астраханского ханств. Освоение Сибири связано с купцами из рода Строгановых, которые получили от царя грамоты на владения землями по реке Тоболу. На свои деньги они снарядили отряд из вольных казаков, по разным источникам, от 600 до 840 человек, во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 году Ермак отправился на покорение Сибири. Уже через год, Кучум, хан Сибирского ханства, был разбит. Также, казаки захватили и столицу Сибирского ханства – Кашлык (Искер) . Население присоединённых территорий было платить русскому царю – ясак – натуральный оброк мехом.
Южное направление.
На южном направлении стояла задача перед государством – укрепление южных границ от набегов крымских ханов. С этой целью начинается освоение плодородных земель Дикого поля. Появились засечные черты – оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засека) , в промежутки которых ставили деревянные крепости (остроги) , закрывавшие проход татарской коннице в засеках. Так появились Тульская, Белгородская засечные черты.
Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его воспринимать новое. Ей было очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний (как это было при Петре), но необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности. Среди комиссий, созданных Екатериной уже в 1763 г., была и Комиссия по народному образованию, разработанный ею законопроект так и не был реализован.
Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.
В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.
Восточное направление. Присоединение и освоение новых земель
Золотая Орда распалась на много отдельных государственных образований, среди которых были Казанское ханство и Астраханское ханство, которые постоянно представляли угрозу русским землям. Под их контролем находился Волжский торговый путь. Кроме того, в получении этих плодородных земель было заинтересовано дворянство. Жившие на этих территориях марийцы, мордва, чуваши, стремились освободиться от ханской зависимости. Подчинить эти ханство представлялось возможным только двумя : посадить там своих ставленников или завоевать их. Дипломатические усилия не принесли результатов, и в 1552 году, 150-тысячное войско Ивана IV подошло к стенам Казани. Казань, по тем временам, считалась очень хорошей военной крепостью. Царь провел подготовительные мероприятия. Недалеко от Углича была построена деревянная крепость, которую потом разобрали и сплавили по Волге до впадения в нее Свияги. Затем, в30 км. От Казани, разобранную крепость собрали вновь, которая положила начало новому городу – Свияжску, ставшему опорным пунктом в борьбе за Казань. Иван Григорьевич Выродков, талантливый мастер, руководил всеми работами по сооружению крепости, сооружением минных подкопов и осадных при при штурме Казани.
Штурм Казани начался 1 октября 1552 года. Часть стены Казанского кремля была разрушена в результате взрыва 48 бочек пороха, предварительно заложенных в подкопах. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был пленен. Казань была взята. Впоследствии, хан крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал активным союзником царя и владельцем Звенигорода.
Астрахань была присоединена в 1556 году. Чувашия и часть Башкирии добровольно вошли в состав России в 1557 году. Ногайская Орда, также выделившаяся из Золотой Орды, признала зависимость от России. Название свое государство получило по имени правителя Ногая, а ее территории охватывали степные районы от Волги до Иртыша. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
Предпосылками продвижения в Сибирь стало присоединение Казанского и Астраханского ханств. Освоение Сибири связано с купцами из рода Строгановых, которые получили от царя грамоты на владения землями по реке Тоболу. На свои деньги они снарядили отряд из вольных казаков, по разным источникам, от 600 до 840 человек, во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 году Ермак отправился на покорение Сибири. Уже через год, Кучум, хан Сибирского ханства, был разбит. Также, казаки захватили и столицу Сибирского ханства – Кашлык (Искер) . Население присоединённых территорий было платить русскому царю – ясак – натуральный оброк мехом.
Южное направление.
На южном направлении стояла задача перед государством – укрепление южных границ от набегов крымских ханов. С этой целью начинается освоение плодородных земель Дикого поля. Появились засечные черты – оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засека) , в промежутки которых ставили деревянные крепости (остроги) , закрывавшие проход татарской коннице в засеках. Так появились Тульская, Белгородская засечные черты.
Образование
Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его воспринимать новое. Ей было очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний (как это было при Петре), но необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности. Среди комиссий, созданных Екатериной уже в 1763 г., была и Комиссия по народному образованию, разработанный ею законопроект так и не был реализован.
Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.
В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.