Князь Священної Римської імперії, також Імпе́рський кня́зь або Райхсфюрст (лат. Princeps regni, Princeps imperii, нім. Reichsfürst) — шляхетний спадковий титул у Священній Римській імперії. Князь (особа княжого титулу, ландграф, герцог або єпископ) за умови, що він володіє феодом у складі Священної Римської імперії і займає місце в рейхстазі. Також — Ре́йхсфюрст.Різниця між звичайним князем (фюрстом) і імперським князем (райхсфюрстом) була істотною. Наприклад, Ліхтенштейнам, щоб подолати цю прірву, знадобилося понад 100 років — з 1607 (коли імператор дарував їм княжий титул) до 1713 року (коли вони отримали окреме місце в рейхстазі).
Князь Священної Римської імперії, також Імпе́рський кня́зь або Райхсфюрст (лат. Princeps regni, Princeps imperii, нім. Reichsfürst) — шляхетний спадковий титул у Священній Римській імперії. Князь (особа княжого титулу, ландграф, герцог або єпископ) за умови, що він володіє феодом у складі Священної Римської імперії і займає місце в рейхстазі. Також — Ре́йхсфюрст.Різниця між звичайним князем (фюрстом) і імперським князем (райхсфюрстом) була істотною. Наприклад, Ліхтенштейнам, щоб подолати цю прірву, знадобилося понад 100 років — з 1607 (коли імператор дарував їм княжий титул) до 1713 року (коли вони отримали окреме місце в рейхстазі).
Отсчет отечественной истории суда и развития правосудия следует вести со
времени возникновения государственности на Руси. Древнейшее русское право
складывалось в IX–X вв. Вопрос о существовании письменных русских законов в X в.
пока остается спорным, но такую возможность не исключают тексты русско-
византийских договоров. Самыми ранними отечественными правовыми памятниками
являются договоры Руси с Византийской империей, заключенные князем Олегом в 911
г., князем Игорем в 944 г. и князем Святославом в 971 г. Они были написаны в
Византии, а затем переведены на русский язык и включены в «Повесть временных лет».
Изучение этих договоров имеет более чем двухсотлетнюю историю, однако единства
мнения среди ученых относительно места и времени их перевода до сих пор нет. Одни
считают, что славянские переводы договоров современны их греческим оригиналам,
другие полагают, что они были сделаны только в XI в.
Несмотря на то, что эти документы были составлены в Византии, в их
содержании явно превалируют интересы русской стороны, что определялось
политической обстановкой, в которой они были написаны. Древнерусское государство
в X в. играло серьезную роль в международных отношениях. Русско-византийские
договоры свидетельствуют о серьезной роли Руси в тогдашних международных
отношениях и в первую очередь являются источниками международного права. Вместе
с тем они содержат ряд интересных положений, относящихся к уголовному,
гражданскому праву и системе судопроизводства, в значительной степени
основывающихся на русских законах и обычаях. Все договоры относятся к периоду
формирования на Руси феодальных отношений и системы норм феодального права.
Наибольшую ценность в юридическом плане представляют договоры 911 и 944 гг.
(договор 971 г. невелик по объему и дает мало материала). Сравнение их текстов
показывает явный прогресс в развитии институтов феодального права. Особый интерес
представляют ссылки в договорах на «Закон Русский». В XI в., после принятия Древней
Русью христианства, он был использован при составлении «Русской правды» –
древнейшего письменного свода законов восточных славян.
Если говорить непосредственно о судебной власти, то точная дата ее образования
на Руси, и тем более ее юридического оформления, на сегодняшний день наукой не
установлена. В Древнерусском государстве судебные и административные функции
разделены не были. Возникающие в обществе конфликты первоначально разрешались
авторитетными лицами общины, а впоследствии эти функции стали прерогативой
князя, который вершил суд и чинил расправу на основании норм, включавших обычаи,
традиции, а также правила поведения, установленные религией и моралью.
В эпоху Киевской Руси главным судьей являлся непосредственно великий князь
Киевский, который решал дела единолично или совместно с Советом дружины, а если
считал необходимым, то мог обратиться и к городскому вечу.
После принятия христианства произошло разделение компетенции между
княжескими и церковными судами. Об этом четко прописано в Уставе князя
Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных: «Митрополичьих
людей и всех причетников церковных, аще кто внидет в вину, судити тех митрополиту