О материальной культуре енисейских кыргызов можно судить главным образом по предметам, обнаруженным в захоронениях-могильниках того периода. Кроме того, сведения можно почерпнуть из китайских, арабских письменных источников, тюркских и кыргызских наскальных рисунков, рунических текстов, старинных кладов. Различный этнический состав енисейских кыргызов обуславливал и многогранность их материальной культуры.
Находки говорят. Адресную информацию о материальной культуре древних кыргызов дают предметы, обнаруженные в тайных щелях или отверстиях намогильных каменных столбов чаа тас. В то время человек верил в потустороннюю жизнь и поэтому специально закапывал в тайных углублениях непосредственно в могильной яме или рядом с ней ценные вещи умершего, которыми он должен был пользоваться в новой загробной жизни. В ходе археологических исследований в таких местах находили главным образом мечи, палаши, кинжалы, наконечники стрел и копий, щиты из березы и другое оружие.
Найдено много богато и искусно украшенного конского снаряжения. В одной из могил вместе с усопшим кыргызом из племени теле, которые переселились на Енисей из Алтая в VII веке, обнаружены останки его лошади в полном снаряжении, которые дали немало информации о материальной культуре енисейских кыргызов. Так, на седло были нанесены изображения животных и растений. Уздечка, подхвостник, подпруга, нагрудник были отделаны медью или серебром. Из находок мы знаем, что енисейские кыргызы, и мужчины и женщины, носили серьги в ушах, которые изготавливались из золота, серебра и украшались драгоценными камнями. В могилах женщин находили кольца, браслеты, накосни- ки, это говорило о наличии мастеров-ювелиров.
Жилище енисейских кыргызов. Важным показателем материальной культуры является жилище. Кыргызы, занимавшиеся скотоводством, жили главным образом в юртах и шалашах. Размеры и отделка жилища зависели от уровня социального положения его хозяина. Известно, что на зимовках для скота сооружали утепленные загоны.
Енисейские кыргызы, занимавшиеся земледелием, возводили четырехугольные или шестиугольные жилища из бревен, сооружали над ней кровлю, настилали пол доской. Из досок сооружали шалаши конусовидной формы, которые использовались в качестве жилища или складского помещения. В жилищах кыргызов обнаружены металлические наконечники для сохи, железные серпы, лопаты, жернова, что говорит о хорошем освоении енисейскими кыргызами земледелия, металлообработки.
Развитие обработки металла. Енисейские кыргызы достигли значительных успехов в ремесле, особенно в обработке металла. Свидетельство тому — относящиеся к тому периоду остатки шахт от разработок месторождений металла, мастерских ремесленников. Вдоль берегов Енисея и его притоков располагались многочисленные кузнечные и оружейные мастерские, где до сих пор сохранились слои шлака, образовавшегося от сгорания угля. Местное население и сегодня называет эти места «местами, где работали кыргызы». Кыргызские кузнецы изготавливали из металла наконечники для сохи, различные топоры, серпы, оружие. Китайцы писали, что изготовленные кыргызами двулезвийные мечи и кинжалы, наконечники стрел и копий отличаются остротой. Из этого можно сделать вывод, что такая продукция высоко ценилась на международном рынке.
Гончарное ремесло. Кыргызы уделяли большое значение изготовлению гончарной посуды из глины. Для этого использовались самые разные виды гончарного круга. Изготавливаемые кыргызскими мастерами-гончарами вазы (кувшинообразные сосуды) имели яйцевидное тулово, узкую шейку и горло, украшались различным орнаментом или рисунком. Для придания посуде прочности ее обжигали в специальных печах. Археологические исследования показали, что такая посуда, известная под названием «кыргызская ваза», распространилась не только в ближних соседних, но и в дальних государствах. Кроме того, часто встречаются вазы и другие виды посуды в форме банки, которая, вероятнее всего, обжигалась в домашних условиях и использовалась в повседневном быту.
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.
О материальной культуре енисейских кыргызов можно судить главным образом по предметам, обнаруженным в захоронениях-могильниках того периода. Кроме того, сведения можно почерпнуть из китайских, арабских письменных источников, тюркских и кыргызских наскальных рисунков, рунических текстов, старинных кладов. Различный этнический состав енисейских кыргызов обуславливал и многогранность их материальной культуры.
Находки говорят. Адресную информацию о материальной культуре древних кыргызов дают предметы, обнаруженные в тайных щелях или отверстиях намогильных каменных столбов чаа тас. В то время человек верил в потустороннюю жизнь и поэтому специально закапывал в тайных углублениях непосредственно в могильной яме или рядом с ней ценные вещи умершего, которыми он должен был пользоваться в новой загробной жизни. В ходе археологических исследований в таких местах находили главным образом мечи, палаши, кинжалы, наконечники стрел и копий, щиты из березы и другое оружие.
Найдено много богато и искусно украшенного конского снаряжения. В одной из могил вместе с усопшим кыргызом из племени теле, которые переселились на Енисей из Алтая в VII веке, обнаружены останки его лошади в полном снаряжении, которые дали немало информации о материальной культуре енисейских кыргызов. Так, на седло были нанесены изображения животных и растений. Уздечка, подхвостник, подпруга, нагрудник были отделаны медью или серебром. Из находок мы знаем, что енисейские кыргызы, и мужчины и женщины, носили серьги в ушах, которые изготавливались из золота, серебра и украшались драгоценными камнями. В могилах женщин находили кольца, браслеты, накосни- ки, это говорило о наличии мастеров-ювелиров.
Жилище енисейских кыргызов. Важным показателем материальной культуры является жилище. Кыргызы, занимавшиеся скотоводством, жили главным образом в юртах и шалашах. Размеры и отделка жилища зависели от уровня социального положения его хозяина. Известно, что на зимовках для скота сооружали утепленные загоны.
Енисейские кыргызы, занимавшиеся земледелием, возводили четырехугольные или шестиугольные жилища из бревен, сооружали над ней кровлю, настилали пол доской. Из досок сооружали шалаши конусовидной формы, которые использовались в качестве жилища или складского помещения. В жилищах кыргызов обнаружены металлические наконечники для сохи, железные серпы, лопаты, жернова, что говорит о хорошем освоении енисейскими кыргызами земледелия, металлообработки.
Развитие обработки металла. Енисейские кыргызы достигли значительных успехов в ремесле, особенно в обработке металла. Свидетельство тому — относящиеся к тому периоду остатки шахт от разработок месторождений металла, мастерских ремесленников. Вдоль берегов Енисея и его притоков располагались многочисленные кузнечные и оружейные мастерские, где до сих пор сохранились слои шлака, образовавшегося от сгорания угля. Местное население и сегодня называет эти места «местами, где работали кыргызы». Кыргызские кузнецы изготавливали из металла наконечники для сохи, различные топоры, серпы, оружие. Китайцы писали, что изготовленные кыргызами двулезвийные мечи и кинжалы, наконечники стрел и копий отличаются остротой. Из этого можно сделать вывод, что такая продукция высоко ценилась на международном рынке.
Гончарное ремесло. Кыргызы уделяли большое значение изготовлению гончарной посуды из глины. Для этого использовались самые разные виды гончарного круга. Изготавливаемые кыргызскими мастерами-гончарами вазы (кувшинообразные сосуды) имели яйцевидное тулово, узкую шейку и горло, украшались различным орнаментом или рисунком. Для придания посуде прочности ее обжигали в специальных печах. Археологические исследования показали, что такая посуда, известная под названием «кыргызская ваза», распространилась не только в ближних соседних, но и в дальних государствах. Кроме того, часто встречаются вазы и другие виды посуды в форме банки, которая, вероятнее всего, обжигалась в домашних условиях и использовалась в повседневном быту.
Объяснение:
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.