В XVIII веке был введён новый принцип обложения - подушная подать, согласно которой всё мужское население страны должно было платить по 70 копеек в год. Новый вид налога распространялся на ряд категорий населения, которое раньше его не платило: холопов, "гулящих людей", однодворцев, черносошное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов и др. Все они представляли сословие государственных крестьян, для которых эта подать была феодальной рентой, выплачиваемой государству. Введение подушной подати увеличивало власть помещиков над крестьянами, т. к. сбор её был поручен помещикам.
Помещики, интенсифицируя эксплуатацию деревни, со второй половины XVIII в. начали вместо подворного вводить повенечное обложение, при котором единицами обложения становились супружеские пары. Повенечный подход позволял наиболее точно учесть рабочие возможности каждой крестьянской семьи, что было особенно существенно в барщинном хозяйстве.
В поместьях Центральной России в первой половине XVIII в. барщина, сопряженная также с оброками, становилась ведущей формой ренты при одновременном возрастании средних размеров повинностей на крестьянский двор и душу мужского пола. Во владениях духовных феодалов отработочная рента до конца XVIII в. не обнаруживала ни относительного, ни абсолютного роста, но это явление определялось своеобразием монастырских хозяйств, в которых крестьянскому двору предоставлялся земельный надел, необходимый лишь для обеспечения простого воспроизводства. Духовные феодалы, жестко ограничивая крестьянское землепользование в определенной степени обезземеливая крестьян, принуждали их самих брать на оброк, первоначально натуральный, владельческие земли.
Помещики, интенсифицируя эксплуатацию деревни, со второй половины
XVIII в. начали вместо подворного вводить повенечное обложение, при котором единицами обложения становились супружеские пары. Повенечный подход позволял наиболее точно учесть рабочие возможности каждой крестьянской семьи, что было особенно существенно в барщинном хозяйстве.
В поместьях Центральной России в первой половине XVIII в. барщина, сопряженная также с оброками, становилась ведущей формой ренты при одновременном возрастании средних размеров повинностей на крестьянский двор и душу мужского пола. Во владениях духовных феодалов отработочная рента до конца XVIII в. не обнаруживала ни относительного, ни абсолютного роста, но это явление определялось своеобразием монастырских хозяйств, в которых крестьянскому двору предоставлялся земельный надел, необходимый лишь для обеспечения простого воспроизводства. Духовные феодалы, жестко ограничивая крестьянское землепользование в определенной степени обезземеливая крестьян, принуждали их самих брать на оброк, первоначально натуральный, владельческие земли.