Первые парламенты, как, например, Нормандский, возникли на базе существовавших и ранее органов феодального судопроизводства и в известной степени наследовали их традиции. С течением времени парламенты стали смотреть на себя как на охранителей установившегося во Франции порядка, как на защитников интересов страны (главным образом, третьего сословия, из которого происходило большинство членов парламента) и даже как на блюстителей самих прав короны. И все же перейду на генеральные штаты. Впервые Генеральные штаты созвал французский король Филипп IV в 1302 г., чтобы заручиться поддержкой влиятельных слоев общества в борьбе против папы Бонифация VIII. Генеральные штаты состояли не из двух, а из трех палат — представители от духовенства, дворянства и горожан заседали отдельно, собирались вместе лишь по желанию короля. Представителей в первые две палаты король вначале приглашал сам, и только в конце XV в. утвердился принцип выборности. Между сословиями часто возникали споры, особенно по вопросу налогов. Эту ношу феодалы старались переложить на плечи горожан (разумеется, и крестьян), что вызывало их сопротивление. Часто так и не удавалось принять окончательного решения, так как каждая палата имела только один голос, а решение двух палат не было обязательным для третьей. В результате этих противоречий французские Генеральные штаты не имели такого большого политического влияния, как английский парламент. Кроме того, Генеральные штаты не были постоянно действующим органом. Король созывал их только под действием обстоятельств, но и тогда ловко использовал сословные противоречия. И все же Генеральные штаты ограничивали королевскую власть. Она не была абсолютной. Как Англия, так и Франция в XIV—XV вв. назывались сословными монархиями.
И все же перейду на генеральные штаты.
Впервые Генеральные штаты созвал французский король Филипп IV в 1302 г., чтобы заручиться поддержкой влиятельных слоев общества в борьбе против папы Бонифация VIII. Генеральные штаты состояли не из двух, а из трех палат — представители от духовенства, дворянства и горожан заседали отдельно, собирались вместе лишь по желанию короля. Представителей в первые две палаты король вначале приглашал сам, и только в конце XV в. утвердился принцип выборности.
Между сословиями часто возникали споры, особенно по вопросу налогов. Эту ношу феодалы старались переложить на плечи горожан (разумеется, и крестьян), что вызывало их сопротивление. Часто так и не удавалось принять окончательного решения, так как каждая палата имела только один голос, а решение двух палат не было обязательным для третьей. В результате этих противоречий французские Генеральные штаты не имели такого большого политического влияния, как английский парламент. Кроме того, Генеральные штаты не были постоянно действующим органом. Король созывал их только под действием обстоятельств, но и тогда ловко использовал сословные противоречия.
И все же Генеральные штаты ограничивали королевскую власть. Она не была абсолютной. Как Англия, так и Франция в XIV—XV вв. назывались сословными монархиями.