Потому что университеты в те времена оплачивала Церковь, (вопреки мнению, что Церковь была против образования) . Ясное дело, что она-то и заказывала музыку (то есть учебный план) . Впрочем, молодежь тогда была такая же, и жрала вино и трахалась на всех факультетах одинаково, не хуже нынешних. Но если ты хорошо изучаешь богословие - ты можешь заниматься чем хочешь: хоть химией, хоть алхимией, хоть астрономией. Но богословие изволь сдать. Это все равно как в наши советские времена самое главное было - сдать Историю КПСС, а дальше изучай что хочешь, хоть то же богословие.
мне кажется, в характеристике столь масштабной в культурно- плане для все россии личности никаких «или» быть не должно. противопоставления хороши в однозначных вещах. глуп или умен, высок или низок, черен или бел. «реформатор или тиран» — в корне неверное определение. реформируя что-либо, как и реставрируя-ремонтируя, не обойдёшься без «жертв». чтобы в порядок стены в старой кухне, смывают старую побелку, сдирают грязные обои. по окончании ремонта все прекрасно, светло, чисто и по-новому. но так ли считают остатки старых обоев, вынесенные на ?
возможно, сравнение грубовато по отношению к переменам, которые петр i произвел в российском обществе, но оно довольно красноречиво. и потом, почему: «тиран»? он что, как большевистские «реформаторы» 20 века, жег, стрелял, резал, «национализировал» и казнил «врагов народа»? его «брадобрейство» — просто пустяки по сравнению с подлинной тиранией и авторитаризмом.
все реформы, с таким напором и жаждой совершенствования производимые молодым максималистически настроенным императором, имели целью «продвинуть» (как сейчас принято говорить) вверенную ему страну. возвести её на новый уровень, «вывести в свет», приблизить к благам и достижениям цивилизации, которых сам он с юности в европе насмотрелся.
по большей части народ и «купцы-бородачи» роптали из-за внешних изменений, не столь важных, принципиальных. смена кафтана, укорачивание бород, введение иноземных блюд в рацион и праздников в календарь. то, что раскололо «янтарь» и выпустило муху из «тесноты, да не обиды» на свежий воздух.
серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства.
если ранее «каждый сверчок» не только знал, но и сидел, как приклеенный, на своем «шестке», то теперь была тысячам людей предоставлена возможность найти себе применение по душе. не только плотники потомственные, в 7-м поколении, плотничать могли. но крестьяне, буде на то их воля, желание, а также способности реальные. то же касается торговли, ювелирного дела, корабельного, инженерного… любого, за какое ни возьмись. разве стоит полемизировать о благодатном влиянии на развитие всех вышеперечисленных ремесел реформ петра?
браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. здесь ли не польза? этот вопрос, правда, более спорный.
в заключение хотелось бы сказать, что петр i, по моему мнению, не тиран и не деспот. он старался быть справедливым. и, по большей части, это у него получалось.
мне кажется, в характеристике столь масштабной в культурно- плане для все россии личности никаких «или» быть не должно. противопоставления хороши в однозначных вещах. глуп или умен, высок или низок, черен или бел. «реформатор или тиран» — в корне неверное определение. реформируя что-либо, как и реставрируя-ремонтируя, не обойдёшься без «жертв». чтобы в порядок стены в старой кухне, смывают старую побелку, сдирают грязные обои. по окончании ремонта все прекрасно, светло, чисто и по-новому. но так ли считают остатки старых обоев, вынесенные на ?
возможно, сравнение грубовато по отношению к переменам, которые петр i произвел в российском обществе, но оно довольно красноречиво. и потом, почему: «тиран»? он что, как большевистские «реформаторы» 20 века, жег, стрелял, резал, «национализировал» и казнил «врагов народа»? его «брадобрейство» — просто пустяки по сравнению с подлинной тиранией и авторитаризмом.
все реформы, с таким напором и жаждой совершенствования производимые молодым максималистически настроенным императором, имели целью «продвинуть» (как сейчас принято говорить) вверенную ему страну. возвести её на новый уровень, «вывести в свет», приблизить к благам и достижениям цивилизации, которых сам он с юности в европе насмотрелся.
по большей части народ и «купцы-бородачи» роптали из-за внешних изменений, не столь важных, принципиальных. смена кафтана, укорачивание бород, введение иноземных блюд в рацион и праздников в календарь. то, что раскололо «янтарь» и выпустило муху из «тесноты, да не обиды» на свежий воздух.
серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства.
если ранее «каждый сверчок» не только знал, но и сидел, как приклеенный, на своем «шестке», то теперь была тысячам людей предоставлена возможность найти себе применение по душе. не только плотники потомственные, в 7-м поколении, плотничать могли. но крестьяне, буде на то их воля, желание, а также способности реальные. то же касается торговли, ювелирного дела, корабельного, инженерного… любого, за какое ни возьмись. разве стоит полемизировать о благодатном влиянии на развитие всех вышеперечисленных ремесел реформ петра?
браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. здесь ли не польза? этот вопрос, правда, более спорный.
в заключение хотелось бы сказать, что петр i, по моему мнению, не тиран и не деспот. он старался быть справедливым. и, по большей части, это у него получалось.