1. тюркский каганат (552 - 603гг) эпоха великого переселения народов (ii-v вв.) в значительной мере изменила состав населения и его расселение на территории казахстана, средней азии и восточной европы. в v в. многочисленные тюркоязычные племена теле расселились в степной полосе от северной монголии до восточной европы, а на юге границы их кочевий достигали верховьев амударьи. в 546 г. на алтае было разгромлено войско племени теле в количестве 50 тысяч кибиток. они присоединились к тюркам, и тюрки заметно усилились. первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. китайцы считали тюков потомками хунну (гунну или сюну). в 542 г. предводитель тюрков бумын выступил против аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. на развалинах их государства тюрки создали тюркский каганат, родоначальником этого этнополитического объединения стал бумын-каган. он умер в 553 г., а в годы правления его преемника мукан-кагана (553-572 гг.) тюркский каганат достиг политического господства в центральной азии. в vi в. земли казахстана попали под власть этой могущественной державы - тюркского каганата. были покорены кидани в маньчжурии, кыргызы на енисее, северокитайское государство. стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двинулись в среднюю азию. здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались каспийского моря до северной индии и восточного туркестана. в 561-653 гг. тюрки заключили с ираном союз против эфталитов, и в 564г. шах ирана хосров ануширван тонял у них важную стратегическую область тохаристан. основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. под бухарой. после завоевания средней азии тюрки стали хозяевами торгового шелкового пути в страны средиземноморья. тюрки и находившиеся под их властью согдийцы были заинтересованы в прямых торговых связях с византией. иран этому препятствовал. в 568 г. согдийский купец маниах возглавил посольство тюркского каганата в константинополь, где было заключено торговое соглашение с византийской империей против ирана и военный договор. персы всячески препятствовали установлению союза империи и каганата. иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и не препятствовать торговле. тюркские войска были отведены за амударью. такой исход отразился на византийско-тюркском союзе. междоусобная война, продолжавшаяся при правлении истеми-кагана и сына его тюрксанфа, и социальные противоречия ослабили каганат,и в 603 г. из тюркского каганата выделился западно-тюркский каганат, занявший территорию от оазисов восточного туркестана до амударьи, поволжья и вплоть до северокавказских степей. 2. западно-тюрскский каганат (603-704 гг) ядром каганата стали «десять племен» (он ок будун), занимавшие древние усуньские земли от гор каратау до джунгарии. к востоку от реки чу выделились пять племен «дулу», а к западу от нее- пять племен «нушиби». столицей стал город суяб (около современного города токмак в кыргызстане), а летней резиденцией - минг-булак (близ города туркестана). первым лицом в каганате был «каган» - верховный владыка, правитель, военачальник, он владел и всеми землями. высшие титулы в каганате- ябгу, шад, эльбер носили только те, кто принадлежал к каганскому роду. судебные функции выполняли буруюки и тарханы. основное население каганата состояло из свободных мелких общинников- скотоводов (карабудун). племена делились на аристократические и вассальные. подчинение одних племен другим сопровождалось установлением дани, которую выплачивали слабые сильным. вершины своего могущества каганат достиг во время правления джегуй-кагана (610-618) и его младшего брата тон-джабгу- кагана (618-630). новые походы тюрков в тохаристан и афганистан раздвинули границы государства до северо-западной индии. одной из целей набегов на соседние племена и народы был захват рабов. на завоеванных землях сохранялось социальное, и государственное устройство, но наместники кагана - тудуны контролировали сбор податей и посылку дани в каганскую ставку. военно-политические силы западно-тюркского каганата оказались недостаточны для удержания народов и племен в повиновении. в каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил. шестнадцатилетняя межплеменная война (640-657 г.г.) к ослаблению каганата и вторжению в семиречье войск танской империи. танские губернаторы западно- тюркскими племенами, опираясь на ставленников из каганского рода. борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников не прекращалась и в начале 8 в. к возвышению тюргешей. подробнее - на -
Различия между религиозными представлениями патрициев и плебеев были весьма значительными. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие только патриции. Ими же почитались такие абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие. У плебеев была своя триада богов плодородия: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану, священные рощи которой находились в местах их первоначального обитания — в землях Ариции, Тускуле, Анагнии, Тибуре. Ещё одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. Храм Фортуны в Риме, на Бычьем рынке, основал покровитель плебеев — шестой римский царь Сервий Туллий. В этом храме стояла деревянная статуя богини, что было нехарактерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов, к ауспициям (гаданиям) , без которых нельзя было начать какого-либо государственного дела, плебеи тем самым исключались из общественно-политической жизни.
У плебеев была своя триада богов плодородия: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану, священные рощи которой находились в местах их первоначального обитания — в землях Ариции, Тускуле, Анагнии, Тибуре. Ещё одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. Храм Фортуны в Риме, на Бычьем рынке, основал покровитель плебеев — шестой римский царь Сервий Туллий. В этом храме стояла деревянная статуя богини, что было нехарактерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов, к ауспициям (гаданиям) , без которых нельзя было начать какого-либо государственного дела, плебеи тем самым исключались из общественно-политической жизни.