Е. Бекмаханов работал над книгой: «Казахстан в 20-е и 40-е годы XIX века». В 1946 году он представляет эту работу к защите в Ученом совете Института истории Академии наук СССР, а в 1947 году издает ее отдельной книгой. Работа была посвящена национально-освободительным движениям в Казахстане в начальные периоды русской колонизации. В этих исследованиях Е.Бекмаханов впервые охарактеризовал сопротивление казахов колониальной политике царской России как борьбу за независимость, а вдохновителя вооруженных восстаний – Кенесары Касымова Е.Бекмаханов вопреки официальной идеологии показал как национального лидера.
Это был процесс века. Процесс, в завершении которого прозвучало следующее: «Материалами предварительного следствия, проверенными судебным следствием, устанавливается, что обвиняемый Бекмаханов, используя свое положение научного работника в области исторической науки, в течение 1942-1951 годов извращал и фальсифицировал исторические факты в своих работах, в выступлениях пропагандировал буржуазно-националистическую идеологию, восхвалял феодально-байский строй и его реакционных ханов и султанов, (боровшихся против русского народа и стремившихся сохранить средневековые порядки в Казахстане…).
Бюро ЦК КП(б) Казахстана, рассмотрев персональное дело коммуниста К.И.Сатпаева, сняло все обвинения, адресованные академику, как необоснованные. В июне 1955 г. Каныш Имантаевич Сатпаев вновь был избран президентом АН Казахской ССР. И таких примеров в истории нашего государства немало: жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики А.Жубанов, Е.Исмаилов, А.Абишев, К.Бекхожин и другие. Тем не менее духовная атмосфера этого периода, несмотря на идеологический и репрессивный характер, была лишь приглушена, но не сломлена
ответ: в 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районедействующей армии. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др.Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизмаи в определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства — шаруа, а также представители нарождавше-гося рабочего класса, ремесленники. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казаками в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представители некоторых других народов.
Е. Бекмаханов работал над книгой: «Казахстан в 20-е и 40-е годы XIX века». В 1946 году он представляет эту работу к защите в Ученом совете Института истории Академии наук СССР, а в 1947 году издает ее отдельной книгой. Работа была посвящена национально-освободительным движениям в Казахстане в начальные периоды русской колонизации. В этих исследованиях Е.Бекмаханов впервые охарактеризовал сопротивление казахов колониальной политике царской России как борьбу за независимость, а вдохновителя вооруженных восстаний – Кенесары Касымова Е.Бекмаханов вопреки официальной идеологии показал как национального лидера.
Это был процесс века. Процесс, в завершении которого прозвучало следующее: «Материалами предварительного следствия, проверенными судебным следствием, устанавливается, что обвиняемый Бекмаханов, используя свое положение научного работника в области исторической науки, в течение 1942-1951 годов извращал и фальсифицировал исторические факты в своих работах, в выступлениях пропагандировал буржуазно-националистическую идеологию, восхвалял феодально-байский строй и его реакционных ханов и султанов, (боровшихся против русского народа и стремившихся сохранить средневековые порядки в Казахстане…).
Бюро ЦК КП(б) Казахстана, рассмотрев персональное дело коммуниста К.И.Сатпаева, сняло все обвинения, адресованные академику, как необоснованные. В июне 1955 г. Каныш Имантаевич Сатпаев вновь был избран президентом АН Казахской ССР. И таких примеров в истории нашего государства немало: жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики А.Жубанов, Е.Исмаилов, А.Абишев, К.Бекхожин и другие. Тем не менее духовная атмосфера этого периода, несмотря на идеологический и репрессивный характер, была лишь приглушена, но не сломлена
ответ: в 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районедействующей армии. В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др.Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизмаи в определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои национального крестьянства — шаруа, а также представители нарождавше-гося рабочего класса, ремесленники. В целом национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане было мононациональным, за исключением его южных областей (Семиречья и Сырдарьинской области), где наряду с казаками в восстании участвовали уйгуры, узбеки, киргизы, дунгане и представители некоторых других народов.