В 197 г. до н. э. в Фессалии произошла решающая битва при Киноскефалах (холмы около города Скотусы) , в которой римские войска под командованием Фламинина нанесли поражение македонянам. Обе стороны имели равные силы — по 26 тысяч человек, но считается, что это сражение показало ТАКТИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО римского легиона над македонской фалангой. Римский авангард, неожиданно напавший на врага, был отброшен, но Фламинин успел подтянуть основные силы и восстановить равновесие.
На правом фланге Филипп с половиной фаланги оттеснил римлян, но его левый фланг не устоял. Римляне обошли противника сзади и сбоку и одержали решительную победу. Не подлежит сомнению, что именно тактическая гибкость римского строя дала возможность использовать разрывы в строю фаланги, выйти в тыл всему македонскому построению и довершить разгром. Македоняне потеряли 8 тысяч человек убитыми и 5 тысяч пленными, а римляне — 700 человек убитыми. Следует, однако, отметить полный упадок македонского воинского искусства. Александр Македонский умел использовать фалангу так, что она обеспечивала устойчивость боевого построения, а подвижность войскам придавала кавалерия и легкая пехота. Строй Александра был прочным и гибким, а Филипп V сумел лишь построить свои войска в виде огромной нерасчлененной массы и бросить их в атаку по пересеченной местности.
В то же время те вероисповедания, которые Победоносцев признавал
опасными для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-
прокурор Синода проявлял к представителям сектантского движения.
Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился
обращённым в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю
религию.
2. Иоанн Кронштадтский
Большим духовным авторитетом среди верующих Русской православной
церкви обладал Иоанн Кронштадтский (1829—1908). На протяжении более
полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте,
где ежедневно, без выходных, совершал Божественную литургию. День за
днём он обращался к молящимся с яркими проповедями. Верующие
передавали из уст в уста рассказы о чудотворных и пророческих
Иоанна Кронштадтского. Это влекло в церковь толпы людей,
желавших его услышать. Обращались к нему и лютеране, и мусульмане, и
иудеи. Несмотря на огромный поток посетителей, в о встрече и
он не отказывал никому. В Кронштадте отец Иоанн создал «дом
трудолюбия», где ежедневно кормили до тысячи нищих и голодных. При
доме священника была создана больница и школа для детей из бедных семей.
Многочисленные пожертвования, которые он получал ежедневно,
раздавались на благотворительные цели. Авторитет Иоанна Кронштадтского
был настолько велик по всей стране, что в любой его поездке в глубинку его
приветствовали и сопровождали тысячи верующих. Святитель Иоанн был
близок к царскому двору. Он пользовался уважением и авторитетом у
Александра III, а затем и у семьи последнего русского императора Николая
II.
Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение или
презентацию об Иоанне Кронштадтском. Рассмотрите его человеческие
качества и религиозные взгляды, обстоятельства его жизни.
3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском,
Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии
После подавления Польского восстания 1863—1864 гг. был принят ряд мер,
направленных на то, чтобы земли, населённые поляками, стали
неотъемлемой частью Российской империи. На них распространилось
общеимперское административное устройство. В 1883—1894 гг.
администрацию Привислинского края возглавлял генерал-губернатор И. В.
Гурко. В период его управления Министерство внутренних дел наделило
русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания
в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах,
использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д.
Закон 1885 г. подтвердил, что назначение учителей в начальной и средней
школе является прерогативой учебного ведомства, а преподавание всех
На правом фланге Филипп с половиной фаланги оттеснил римлян, но его левый фланг не устоял. Римляне обошли противника сзади и сбоку и одержали решительную победу. Не подлежит сомнению, что именно тактическая гибкость римского строя дала возможность использовать разрывы в строю фаланги, выйти в тыл всему македонскому построению и довершить разгром. Македоняне потеряли 8 тысяч человек убитыми и 5 тысяч пленными, а римляне — 700 человек убитыми. Следует, однако, отметить полный упадок македонского воинского искусства. Александр Македонский умел использовать фалангу так, что она обеспечивала устойчивость боевого построения, а подвижность войскам придавала кавалерия и легкая пехота. Строй Александра был прочным и гибким, а Филипп V сумел лишь построить свои войска в виде огромной нерасчлененной массы и бросить их в атаку по пересеченной местности.