Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном. Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном. Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме
Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы. Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.
Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.
Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.
Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.
Деметра – (у римлян Церера) олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.
Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия. У римлян - Вакх.
Нимфы – феи природы, прекрасные девушки. Нимфы деревьев назывались дриадами, нимфы источников – наядами, гор – ореадами, моря – нереидами.
Сатиры – козлоногие лесные демоны. Любят вино и любовные утехи и поэтому постоянно охотятся за нимфами. Спутники богов Диониса и Пана.
Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.
Богдан Хмельницкий возглавил народную борьбу на I этапе (1648-1657гг.). С момента избрания Хмельницкого гетманом Сечь становится базой освободительного движения. Личная драма Хмельницкого (польский шляхтич Чаплинский разрушил и ограбил семейный хутор Хмельницкого, погиб малолетний сын гетмана, захватил его жену. Попытки найти правду у самого короля закончились безрезультатно). Так в личной трагедии Хмельницкого отразилась трагедия бесправного украинского народа и стала той искрой, из-за которой разгорелось пламя великого восстания.
Пытаясь быстро задушить казацкое своеволие, Польша бросила против повстанцев многочисленные войска. Казаки не только выдержали удар, но и на протяжении малого промежутка времени трижды одержали блестящие победы:
май 1648г - под Желтыми Водами
Май 1648г – под Корсунем
Сентябрь 1648г – под Пилявцами.
Еще в марте Хмельницкому удалось завершить переговоры с Крымским ханом. Результаты переговоров были настолько важны, что гетман лично вел их и оставил в заложниках собственного сына. Более 3 тысяч татар во главе с Тугай-беем стали союзниками казаков.
После первых побед освободительная война вышла за границы обычного восстания, за короткое время охватило почти всю территорию Украины. Под знамена восставших стали казаки, крестьяне, мещане, духовенство и часть шляхт.
В Польше началась паника. Однако осенью 1648 года Богдан Хмельницкий имел возможность разгромить польскую армию и захватить столицу, ограничился выкупом из Львова и заключением перемирия под Замостьем. Были ли это действия продуманным шагом или фатальной ошибкой гетмана?
Источники свидетельствуют о том, что к этому времени украинское войско было уставшим и плохо обеспечено боеприпасами. Не мог Хмельницкий это время в полной мере рассчитывать и на крымских татар, основные силы которых, после осады Львова, отягощенные добычей, во в главе с Калга-султаном возвращались в Крым. С Хмельницким остались незначительные силы татар.
При этом гетман должен был учесть и то, что Польша имела большой военный потенциал и существовала реальная угроза со стороны Литвы. Польша могла также рассчитывать на Австрии.
Определенное влияние на решение Хмельницкого имело и то, что казацкие войска дошли до этнографических границ Украины – существовала угроза перерастания национально-освободительной войны в несправедливую захватническую.
Часть казацкой старшины в частности Кривонос и Головацкий настаивали на ведение войны до победного конца, что привело к серьезным разногласиям с гетманом.
Бурное развитие событий, ориентация на военные, а не политические вопросы, консерватизм старшины не позволили увидеть перспектив создания независимой Украины. Хмельницкий и его сторонники в это время твердо стояли на позициях «казацкого автономизма». Казацкая верхушка поддерживает избрание на трон короля Яна Казимира, отказываются от контроля над западными регионами – историки считают все это неисправимыми ошибками.
23 декабря 1648 года Богдан Хмельницкий во главе повстанцев триумфально вступает в Киев. Его встречают как «украинского Моисея», который освободил украинский народ от рабства.
Между тем польская сторона, исполняя перемирие, собирает силы уже в марте 1649 года начинает массовое наступление на украинские земли. Комбинированный удар должны были нанести три воинских формирования во главе с польским королем Яном Казимиром, магнатом польским Яремой Вишневецким и литовским гетманом Янушем Радзивиллом. В результате продуманных действий Хмельницкого польские войска оказались в катастрофическом положении. Но хан Ислам-Гирей III не позволил завершить разгром Польши. Он следовал политике равновесия сил, которая вела к взаимному истощению и Украины, и Польши и позволяла Крыму играть ведущую роль в юго-восточной Европе.
8 августа 1649 года был подписан Зборовский договор. По его условиям казачий реестр увеличивался до 40 тысяч. Под начало гетмана переходила территория трех воеводств – Киевского, Брацлавского и Черниговского.
Однако Зборовский договор не снял противоречий между Украиной и Польшей. В феврале 1650 года польские войска вторглись в Подолье и захватили местечко Красное. Это событие положило начало новому раунду противостояния, кульминацией которого стала битва под Берестечком, в которой повстанцы потерпели поражение. Это поражение свело на нет автономию казацкой державы. В соответствии с условиями подписанного 18 сентября 1651 года Белоцерковского договора казацкий реестр ограничивался до 20 тысяч, власть гетмана распространялась только на Киевское воеводство. Шляхте было дозволено возвратиться в свои усадьбы.
Богдан Хмельницкий вынужден искать надежную сильную державу покровителя. Это могли быть Россия или Турция. Однако Турция поддерживает Хмельницкого формально и гетман ориентируется на Россию.
Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.
Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.
Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона
Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме
Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.
Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.
Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.
Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.
Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.
Деметра – (у римлян Церера) олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.
Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия. У римлян - Вакх.
Нимфы – феи природы, прекрасные девушки. Нимфы деревьев назывались дриадами, нимфы источников – наядами, гор – ореадами, моря – нереидами.
Сатиры – козлоногие лесные демоны. Любят вино и любовные утехи и поэтому постоянно охотятся за нимфами. Спутники богов Диониса и Пана.
Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.
Богдан Хмельницкий возглавил народную борьбу на I этапе (1648-1657гг.). С момента избрания Хмельницкого гетманом Сечь становится базой освободительного движения. Личная драма Хмельницкого (польский шляхтич Чаплинский разрушил и ограбил семейный хутор Хмельницкого, погиб малолетний сын гетмана, захватил его жену. Попытки найти правду у самого короля закончились безрезультатно). Так в личной трагедии Хмельницкого отразилась трагедия бесправного украинского народа и стала той искрой, из-за которой разгорелось пламя великого восстания.
Пытаясь быстро задушить казацкое своеволие, Польша бросила против повстанцев многочисленные войска. Казаки не только выдержали удар, но и на протяжении малого промежутка времени трижды одержали блестящие победы:
май 1648г - под Желтыми Водами
Май 1648г – под Корсунем
Сентябрь 1648г – под Пилявцами.
Еще в марте Хмельницкому удалось завершить переговоры с Крымским ханом. Результаты переговоров были настолько важны, что гетман лично вел их и оставил в заложниках собственного сына. Более 3 тысяч татар во главе с Тугай-беем стали союзниками казаков.
После первых побед освободительная война вышла за границы обычного восстания, за короткое время охватило почти всю территорию Украины. Под знамена восставших стали казаки, крестьяне, мещане, духовенство и часть шляхт.
В Польше началась паника. Однако осенью 1648 года Богдан Хмельницкий имел возможность разгромить польскую армию и захватить столицу, ограничился выкупом из Львова и заключением перемирия под Замостьем. Были ли это действия продуманным шагом или фатальной ошибкой гетмана?
Источники свидетельствуют о том, что к этому времени украинское войско было уставшим и плохо обеспечено боеприпасами. Не мог Хмельницкий это время в полной мере рассчитывать и на крымских татар, основные силы которых, после осады Львова, отягощенные добычей, во в главе с Калга-султаном возвращались в Крым. С Хмельницким остались незначительные силы татар.
При этом гетман должен был учесть и то, что Польша имела большой военный потенциал и существовала реальная угроза со стороны Литвы. Польша могла также рассчитывать на Австрии.
Определенное влияние на решение Хмельницкого имело и то, что казацкие войска дошли до этнографических границ Украины – существовала угроза перерастания национально-освободительной войны в несправедливую захватническую.
Часть казацкой старшины в частности Кривонос и Головацкий настаивали на ведение войны до победного конца, что привело к серьезным разногласиям с гетманом.
Бурное развитие событий, ориентация на военные, а не политические вопросы, консерватизм старшины не позволили увидеть перспектив создания независимой Украины. Хмельницкий и его сторонники в это время твердо стояли на позициях «казацкого автономизма». Казацкая верхушка поддерживает избрание на трон короля Яна Казимира, отказываются от контроля над западными регионами – историки считают все это неисправимыми ошибками.
23 декабря 1648 года Богдан Хмельницкий во главе повстанцев триумфально вступает в Киев. Его встречают как «украинского Моисея», который освободил украинский народ от рабства.
Между тем польская сторона, исполняя перемирие, собирает силы уже в марте 1649 года начинает массовое наступление на украинские земли. Комбинированный удар должны были нанести три воинских формирования во главе с польским королем Яном Казимиром, магнатом польским Яремой Вишневецким и литовским гетманом Янушем Радзивиллом. В результате продуманных действий Хмельницкого польские войска оказались в катастрофическом положении. Но хан Ислам-Гирей III не позволил завершить разгром Польши. Он следовал политике равновесия сил, которая вела к взаимному истощению и Украины, и Польши и позволяла Крыму играть ведущую роль в юго-восточной Европе.
8 августа 1649 года был подписан Зборовский договор. По его условиям казачий реестр увеличивался до 40 тысяч. Под начало гетмана переходила территория трех воеводств – Киевского, Брацлавского и Черниговского.
Однако Зборовский договор не снял противоречий между Украиной и Польшей. В феврале 1650 года польские войска вторглись в Подолье и захватили местечко Красное. Это событие положило начало новому раунду противостояния, кульминацией которого стала битва под Берестечком, в которой повстанцы потерпели поражение. Это поражение свело на нет автономию казацкой державы. В соответствии с условиями подписанного 18 сентября 1651 года Белоцерковского договора казацкий реестр ограничивался до 20 тысяч, власть гетмана распространялась только на Киевское воеводство. Шляхте было дозволено возвратиться в свои усадьбы.
Богдан Хмельницкий вынужден искать надежную сильную державу покровителя. Это могли быть Россия или Турция. Однако Турция поддерживает Хмельницкого формально и гетман ориентируется на Россию.