Грамота к духовенству и Боярской думе
«Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшенного, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавляли, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой боре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского, и от Немецкого не хотя крестьянство обороняти, наипаче же крестьянам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестьян кровопролитие против безсермен и против Латыни и Немец стояти не хотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей, и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмирити…. И царь, и государь, и великий князь от великой жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостю же и купцам и по всему православному крестьянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту…. А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
Казны его государские тощили – расхищали государственные средства.
Емлючи – беря.
Весь священный собор – собрание высшего духовенства.
И в животе, и в казни его государская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.
1.Пользуясь информацией из учебника, параграфа 10 и данного источника, определите:
- О каком событии рассказывается в данном источнике?
- Каковы причины данного события согласно источнику? Как вы думаете, каковы причины данного события?
- Каков итог данного события?
- Каково значение данного события?
Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними во II веке до н. э. (160 году до н. э.) переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. В начале н. э. обозначились противоречия усуней с хунну.
В I в. до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек или 120 000 юрт. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с Кангюй. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Ставка верховного правителя Великого Гуньми находилась в городке Чигу в 8 900 ли от столицы Хань Чанани.
В 170-х годах до н. э. вождь хунну Модэ разбил усуней и присоединил Восточный Туркестан к своему государству. Гуньмо усуней был вынужден явиться в ставку Модэ и признать его власть над усунями. После этого усуни сыграли важную роль как часть воинской силы Хунну в том числе во время разгрома племени юэчжей. Китайский посол в Давань Чжан Цянь обнаружил, что усуни живут кочуя со скотом, по обычаям схожи с хунну, могут выставить несколько десятков тысяч отважных лучников. Впоследствии китайские дипломаты оценили полную силу усуней в 188 800 воинов.