При поверхностном подходе к программе октябристов трудно увидеть отличие ее от программы кадетов. Но это только на первый взгляд. Прежде всего, это партии отличались своим социальным составом. Известно, что классовую основу октябристов составляли крупная торгово-промышленная 'и финансовая буржуазия, а также “цензовая” интеллигенция. Уже 'в силу этого социальная и политическая ориентация этой партии была более .консервативной, чем у кадетов.
Кадеты к оценке царского Манифеста подходили сдержано. Они указывали на расплывчатость, неопределенность отдельных его положений и требовали проведения выборов в Учредительное собрание “на основе всеобщего и равного избирательного права с прямым и тайным голосованием”.'. Октябристы же расценили Манифест восторженно, считая, что он представляет народу возможность влиять на принятие законов и на управление страной.
Разным было и понимание политической сущности монархии. Кадеты на втором съезде (5—11 января 1906 г. ) специально 'подчеркнули в своем постановлении, что “Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. 2. При этом они ориентировались на создание монархии английского типа, где представительный орган (парламент) наделен безусловной законодательной властью. А октябристы рассматривали Государственную Думу по сути дела как законосовещательный орган, решения которого должны утверждаться монархом. Программа октябристов, в целом, была ближе к тому направлению в рядах государственной бюрократии, которое представлял С. Витте и П. Столыпин.
Период, последовавший после падения Ханьской империи, ознаменовался становлением новых для Китая феодальных отношений. Ослабленная бесконечными внутренними и внешними войнами страна утратила единство, распавшись на несколько самостоятельных мелких царств. Третий век в истории Китая известен как «период троецарствия», отмеченный многочисленными войнами.Враждующие между собой непрочные государственные образования вскоре стали добычей кочевых племен, наступавших с севера; страна подверглась страшному опустошению, ирригационные сооружения были заброшены, разрушены города и разграблены памятники культуры.Конец господствовавшей в стране разрухе настал после того, как кочевники-сяньбийцы образовали на севере Китая наиболее длительное и устойчивое из всех государственных объединений этого времени так называемое Северо-Вэй-ское царство (386—584 гг.). Это государство, распространившееся на юг до реки Янцзы, на запад до современной Ферганы и на восток до Корейского полуострова, сыграло в истории Китая значительную роль, подготовив дальнейшее объединение всего Китая в единое феодальное государство.Сяньбийские племена очень скоро слились с собственно китайским населением, восприняв его язык, культуру и существовавшую в Китае систему государственного управления. Понемногу начало налаживаться разоренное хозяйство, восстанавливаться и оживать города. В 398 г. Пинчэн (современный Датун), а с 495 г. Лоян стали столицами Вэйского государства. Наряду с Вэйской на юге страны, куда от кочевников бежала часть населения севера, правили самостоятельные династии.В 4—5 вв. в общественной жизни Китая окончательно утверждаются черты, характерные для раннего феодализма. В отличие от Европы в феодальном Китае преобладали тенденции к централизации, поскольку поддержание ирригационных сооружений, все сельскохозяйственные работы^ а также защиту страны от кочевников могла обеспечить только устойчивая государственная система управления. Вся земля в раннефеодальном Китае считалась собственностью государства в лице императора и выдавалась крестьянам в качестве наделов. Крестьяне платили огромные налоги; земли знати и монастырей налогом не облагались.Крушение рабовладельческого строя и становление феодальных отношений повлекли за собой и значительные перемены в области идеологии. На смену древнему конфуцианству, бывшему основной религиозно-философской системой Хань-ского государства, пришел буддизм, проникший из Индии через Среднюю Азию и Синьцзян в первых веках нашей эры и в 4—5 столетиях получивший в Китае широкое распространение.фх
Кадеты к оценке царского Манифеста подходили сдержано. Они указывали на расплывчатость, неопределенность отдельных его положений и требовали проведения выборов в Учредительное собрание “на основе всеобщего и равного избирательного права с прямым и тайным голосованием”.'. Октябристы же расценили Манифест восторженно, считая, что он представляет народу возможность влиять на принятие законов и на управление страной.
Разным было и понимание политической сущности монархии. Кадеты на втором съезде (5—11 января 1906 г. ) специально 'подчеркнули в своем постановлении, что “Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. 2. При этом они ориентировались на создание монархии английского типа, где представительный орган (парламент) наделен безусловной законодательной властью. А октябристы рассматривали Государственную Думу по сути дела как законосовещательный орган, решения которого должны утверждаться монархом. Программа октябристов, в целом, была ближе к тому направлению в рядах государственной бюрократии, которое представлял С. Витте и П. Столыпин.