Иван Калита был коллаборационистом, который укреплял свою власть как вассал Золотой Орды, во всем полагаясь на ее поддержку и защиту. За лояльность он получил от Орды право заниматься сбором налогов, за что и получил прозвище (Калита - денежный кошель). Это позволило ему приумножить богатство Москвы и поднять Московское княжество в значимости по сравнению с другими.
Дмитрий Донской, напротив, был патриотом и укреплял независимость Москвы от Орды. В его время Москва уже достаточно окрепла, чтобы оказывать сопротивление Орде в моменты ее кризисов (таких, как власть незаконного правителя - темника Мамая), но еще недостаточно была сильна, чтобы противостоять всей мощи Орды (пришедший к власти после поражения Мамая хан Тохтамыш, который являлся законным ее правителем и которого поддерживала вся Орда, без особого труда взял Москву).
Оба князя сыграли свою роль в развитии Московского княжества и были необходимы на своих исторических этапах. Москва Калиты была не в состоянии противостоять Орде, поэтому наиболее выгодной для нее политикой было сотрудничество с захватчиками. Москва Донского уже окрепла достаточно, чтобы начать "показывать зубы", и патриотическая политика Донского была необходима, чтобы положить начало освободительной борьбе. Несомненно, здесь сыграли роль личные качества князей, но общая политическая ситуация требовала именно таких правителей, и если бы, к примеру, Калита попытался "играть в героя" - его бы убили и посадили другого Калиту, который бы сотрудничал с захватчиками.
В Сети нередко можно встретить утверждения о том, что всеобщее начальное образование было законодательно введено ещё в царской России. Годом введения указывается 1908-ой. В большинстве случаев цепочка ссылок выводит на небезызвестную статью Б.Л. Бразоля «Царствование Императора Николая II в цифрах и фактах (1894-1917 гг.)», как на источник данного утверждения. В ней Бразоль указывает лишь год, в который «первоначальное обучение… сделалось обязательным», но не указывает конкретного законодательного акта, который установил такое положение:
Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России
Иван Калита был коллаборационистом, который укреплял свою власть как вассал Золотой Орды, во всем полагаясь на ее поддержку и защиту. За лояльность он получил от Орды право заниматься сбором налогов, за что и получил прозвище (Калита - денежный кошель). Это позволило ему приумножить богатство Москвы и поднять Московское княжество в значимости по сравнению с другими.
Дмитрий Донской, напротив, был патриотом и укреплял независимость Москвы от Орды. В его время Москва уже достаточно окрепла, чтобы оказывать сопротивление Орде в моменты ее кризисов (таких, как власть незаконного правителя - темника Мамая), но еще недостаточно была сильна, чтобы противостоять всей мощи Орды (пришедший к власти после поражения Мамая хан Тохтамыш, который являлся законным ее правителем и которого поддерживала вся Орда, без особого труда взял Москву).
Оба князя сыграли свою роль в развитии Московского княжества и были необходимы на своих исторических этапах. Москва Калиты была не в состоянии противостоять Орде, поэтому наиболее выгодной для нее политикой было сотрудничество с захватчиками. Москва Донского уже окрепла достаточно, чтобы начать "показывать зубы", и патриотическая политика Донского была необходима, чтобы положить начало освободительной борьбе. Несомненно, здесь сыграли роль личные качества князей, но общая политическая ситуация требовала именно таких правителей, и если бы, к примеру, Калита попытался "играть в героя" - его бы убили и посадили другого Калиту, который бы сотрудничал с захватчиками.
В Сети нередко можно встретить утверждения о том, что всеобщее начальное образование было законодательно введено ещё в царской России. Годом введения указывается 1908-ой. В большинстве случаев цепочка ссылок выводит на небезызвестную статью Б.Л. Бразоля «Царствование Императора Николая II в цифрах и фактах (1894-1917 гг.)», как на источник данного утверждения. В ней Бразоль указывает лишь год, в который «первоначальное обучение… сделалось обязательным», но не указывает конкретного законодательного акта, который установил такое положение:
Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России