горизонтали:4 - Славянский бог — покровитель скотоводов.5 - Система земледелия, при которой истощённые земли не обрабатывались 20-30 лет до их восстановления.6 - Главное его занятие — торговля.8 - Славянская богиня плодородия.9 - Духовенство, служившее в монастырях.11 - Дохристианские верования восточных славян.13 - Князь, крестивший Русь.14 - Князь, прославившийся своей воинственностью.17 - Важнейший источник изучения русской истории IX-XVI веков.18 - Точный размер дани, установленный княгиней Ольгой.По вертикали:1 - Славянский бог — повелитель ветра.2 - Степные кочевники, грабившие славян в IX веке.3 - Последнее славянское племя, присоединённое к Руси Святославом.4 - Второе лицо после князя, руководитель ополчения.6 - Этот город был центром племени полян.7 - Место сбора дани, которое установила Ольга.10 - Объезд киевским князем со своей дружиной подвластных земель для сбора дани.12 - Религия, пришедшая на смену язычеству.15 - Князь Олег в 911 году заключил крупный торговый договор с этим государством.16 - Глава местного управления, назначенный центральной властью
Риторика придать речи ясности, конкретики, убедительности.
Объяснение:
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения во имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.
История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями пожизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств – Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.
Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело.
По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.
Главная роль принадлежала народному собранию (экклесии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и т.д. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.
Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.
Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.
Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. При обсуждении во между партиями в народном собрании противоположными сторонами в суде нередко велась ожесточенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т.е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.
горизонтали:4 - Славянский бог — покровитель скотоводов.5 - Система земледелия, при которой истощённые земли не обрабатывались 20-30 лет до их восстановления.6 - Главное его занятие — торговля.8 - Славянская богиня плодородия.9 - Духовенство, служившее в монастырях.11 - Дохристианские верования восточных славян.13 - Князь, крестивший Русь.14 - Князь, прославившийся своей воинственностью.17 - Важнейший источник изучения русской истории IX-XVI веков.18 - Точный размер дани, установленный княгиней Ольгой.По вертикали:1 - Славянский бог — повелитель ветра.2 - Степные кочевники, грабившие славян в IX веке.3 - Последнее славянское племя, присоединённое к Руси Святославом.4 - Второе лицо после князя, руководитель ополчения.6 - Этот город был центром племени полян.7 - Место сбора дани, которое установила Ольга.10 - Объезд киевским князем со своей дружиной подвластных земель для сбора дани.12 - Религия, пришедшая на смену язычеству.15 - Князь Олег в 911 году заключил крупный торговый договор с этим государством.16 - Глава местного управления, назначенный центральной властью
Риторика придать речи ясности, конкретики, убедительности.
Объяснение:
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения во имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.
История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями пожизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств – Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.
Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело.
По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.
Главная роль принадлежала народному собранию (экклесии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и т.д. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.
Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.
Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.
Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. При обсуждении во между партиями в народном собрании противоположными сторонами в суде нередко велась ожесточенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т.е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.