(Касим-хан) (каз. Қасым хан) (1455— 1518 или 1523/1524) — казахский хан, правитель Казахского ханства предположительно в 1511-1522 годах, сын Жанибек-хана. При нем Казахское ханство достигло расцвета и установило контроль за обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака.
Биография
Согласно родословной Абу-л-Гази, Касым-хан был сыном одного из основателей Казахского ханства — Жанибек-хана и являлся потомком тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура:
Согласно «Тарих-и-Рашиди» после Керей-хана власть в Казахском ханстве унаследовал его сын Бурундук-хана[2]. В то же время в источниках, описывающих период правления Бурундук-хана, упоминаются также имена нескольких казахских султанов, среди которых наиболее авторитетным был сын Жанибек-хана — Касым-султан, который кочевал в районе озера Балхаш и реки Каратал[2].
При этом Бурундук-хан в военной силе уступал Касыму, согласно Мухаммаду Хайдару количество подчинённых Касыму достигало миллиона людей. Кысым, командуя казахскими войсками, отличился в сражениях с Мухаммед Шейбани-ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кипчака. Хотя главным ханом продолжался считаться Бурундук, власть Касыма была настолько велика, что, как считал Мухаммад Хайдар никто и не думал о Бурундуке[3]. Казахские султаны и другие представители знати поддерживали Касыма, так как в каждом военном походе ему сопутствовала удача и он захватывал для знати военную добычу, поэтому авторитет его так вырос, что, не имея ханского титула, он был фактически признан ханом всех казахов, а законный хан Бурундук не пользовался никакой популярностью. Поэтому согласно сведениям Мухаммада Хайдара 915 года хиджры (1509/1510 год), хоть Бурундук и являлся ханом, правление ханством и полнота власти принадлежала Касым-хану. Известно, что побеждённый Бурундук был изгнан из степи и умер на чужбине в Самарканде[3].
Параллельно росли военные успехи Шайбанидов в Мавераннахре (междуречье амударьи и Сырдарьи), известны сведения источников о четырёх походов Мухаммад Шайбани-хана на казахсов. С начала 1480-х годов степи Дешт-и-Кипчака стали объектом борьбы между Шайбанидами и казахскими султанами. По сообщению Рузбихана в «Михман-наме-йи Бухара»:
В 1509 году Мухаммад Шайбани-хан со своим войском напал на владения Касыма в районе Улу-Тау (Улытау) и разгромил зимовки казахов, однако данный поход закончился поражением Мухаммад Шайбани-хана, что, вероятно, и явилось причиной последовавшего за этим событием ослабления его власти и гибели под Мервом.[5]
В 1512 году Касым-хан встретился с могульским ханом Султан-Саидом, который пытался склонить Касым-хана к продолжению борьбы против Шайбанидов, однако Султан-Саид при этом не добился положительных результатов[5]. Ряд исследователей считает, что отказ Касым-хана от союза с Султан-Саидом свидетельствовал, что политика казахов в то время была независимой и Касым-хан мог не считаться с формально-зависимым положением относительно Могулистана[5].
ответ:Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим — Модэ и отдал его в заложники юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал. Тумань, искренне восхищенный удалью Модэ, не только не убил его, но дал ему в управление тюмень, т. е. 10000 семейств. Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей при полете свист[181]. Он приказал всем пускать стрелы лишь вслед за его свистящей стрелой; невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. Чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил свистящую стрелу в своего аргамака и не выстрелившим в великолепного коня приказал отрубить головы. Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе опустили луки, не находя в себе сил стрелять в беззащитную молодую женщину. Им немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил стрелу в аргамака своего отца, и не было ни одного уклонившегося. Увидев, что воины подготовлены достаточно, Модэ, следуя за отцом на охоту, пустил стрелу в него, и шаньюй Тумань в ту же минуту превратился в ежа — так утыкали его стрелы. Воспользовавшись замешательством, Модэ покончил с мачехой, братом и старейшинами, не захотевшими повиноваться отцеубийце и узурпатору, и объявил себя шаньюем (209 г. до н. э.). Дунху, узнав о междоусобице, решили воспользоваться ею и потребовали замечательного коня — сокровище хуннов и любимую жену Модэ. Старейшины в негодовании хотели отказать, но Модэ сказал: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь или одну женщину?» — и отдал то и другое. Тогда дунху потребовали полосу пустыни (на юго-запад от Калгана), неудобную для скотоводства и необитаемую. Земля была, собственно говоря, ничья; пограничные караулы стояли по окраинам ее: на западе хунны, на востоке дунху. Старейшины хун.
(Касим-хан) (каз. Қасым хан) (1455— 1518 или 1523/1524) — казахский хан, правитель Казахского ханства предположительно в 1511-1522 годах, сын Жанибек-хана. При нем Казахское ханство достигло расцвета и установило контроль за обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака.
Биография
Согласно родословной Абу-л-Гази, Касым-хан был сыном одного из основателей Казахского ханства — Жанибек-хана и являлся потомком тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура:
Согласно «Тарих-и-Рашиди» после Керей-хана власть в Казахском ханстве унаследовал его сын Бурундук-хана[2]. В то же время в источниках, описывающих период правления Бурундук-хана, упоминаются также имена нескольких казахских султанов, среди которых наиболее авторитетным был сын Жанибек-хана — Касым-султан, который кочевал в районе озера Балхаш и реки Каратал[2].
При этом Бурундук-хан в военной силе уступал Касыму, согласно Мухаммаду Хайдару количество подчинённых Касыму достигало миллиона людей. Кысым, командуя казахскими войсками, отличился в сражениях с Мухаммед Шейбани-ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кипчака. Хотя главным ханом продолжался считаться Бурундук, власть Касыма была настолько велика, что, как считал Мухаммад Хайдар никто и не думал о Бурундуке[3]. Казахские султаны и другие представители знати поддерживали Касыма, так как в каждом военном походе ему сопутствовала удача и он захватывал для знати военную добычу, поэтому авторитет его так вырос, что, не имея ханского титула, он был фактически признан ханом всех казахов, а законный хан Бурундук не пользовался никакой популярностью. Поэтому согласно сведениям Мухаммада Хайдара 915 года хиджры (1509/1510 год), хоть Бурундук и являлся ханом, правление ханством и полнота власти принадлежала Касым-хану. Известно, что побеждённый Бурундук был изгнан из степи и умер на чужбине в Самарканде[3].
Параллельно росли военные успехи Шайбанидов в Мавераннахре (междуречье амударьи и Сырдарьи), известны сведения источников о четырёх походов Мухаммад Шайбани-хана на казахсов. С начала 1480-х годов степи Дешт-и-Кипчака стали объектом борьбы между Шайбанидами и казахскими султанами. По сообщению Рузбихана в «Михман-наме-йи Бухара»:
В 1509 году Мухаммад Шайбани-хан со своим войском напал на владения Касыма в районе Улу-Тау (Улытау) и разгромил зимовки казахов, однако данный поход закончился поражением Мухаммад Шайбани-хана, что, вероятно, и явилось причиной последовавшего за этим событием ослабления его власти и гибели под Мервом.[5]
В 1512 году Касым-хан встретился с могульским ханом Султан-Саидом, который пытался склонить Касым-хана к продолжению борьбы против Шайбанидов, однако Султан-Саид при этом не добился положительных результатов[5]. Ряд исследователей считает, что отказ Касым-хана от союза с Султан-Саидом свидетельствовал, что политика казахов в то время была независимой и Касым-хан мог не считаться с формально-зависимым положением относительно Могулистана[5].
Объяснение: можешь отсюда взять
ответ:Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим — Модэ и отдал его в заложники юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал. Тумань, искренне восхищенный удалью Модэ, не только не убил его, но дал ему в управление тюмень, т. е. 10000 семейств. Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей при полете свист[181]. Он приказал всем пускать стрелы лишь вслед за его свистящей стрелой; невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. Чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил свистящую стрелу в своего аргамака и не выстрелившим в великолепного коня приказал отрубить головы. Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе опустили луки, не находя в себе сил стрелять в беззащитную молодую женщину. Им немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил стрелу в аргамака своего отца, и не было ни одного уклонившегося. Увидев, что воины подготовлены достаточно, Модэ, следуя за отцом на охоту, пустил стрелу в него, и шаньюй Тумань в ту же минуту превратился в ежа — так утыкали его стрелы. Воспользовавшись замешательством, Модэ покончил с мачехой, братом и старейшинами, не захотевшими повиноваться отцеубийце и узурпатору, и объявил себя шаньюем (209 г. до н. э.). Дунху, узнав о междоусобице, решили воспользоваться ею и потребовали замечательного коня — сокровище хуннов и любимую жену Модэ. Старейшины в негодовании хотели отказать, но Модэ сказал: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь или одну женщину?» — и отдал то и другое. Тогда дунху потребовали полосу пустыни (на юго-запад от Калгана), неудобную для скотоводства и необитаемую. Земля была, собственно говоря, ничья; пограничные караулы стояли по окраинам ее: на западе хунны, на востоке дунху. Старейшины хун.
НЕЗНАЮ МОЖЕТ ЭТО ПРАВИЛЬНО
Объяснение: