Точкой отсчета развития отечественной общественной мысли и первым значимым общественно-политическим движением в России стало движение декабристов. Россия — многонациональная страна, поэтому вопрос национально-государственного устройства актуален и по сей день. Одними из первых к проблеме национально-государственного устройства обратились декабристы. Этому социально-экономические, в особенности, политические условия развития России того времени. В связи с событиями конца XVIII — начала XIX века этот вопрос приобретает особую актуальность. Начало XIX века в стране — это определенные надежды на реформы в духе просвещения, связанные с идеями ограничения монархии, разделения властей на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную, реализацией естественных прав человека, установлением демократии. Очень остро стоял экономический вопрос — вопрос об отмене крепостного права. Во многих западноевропейских государствах уже господствовала система капитализма, в отличие от России. Крепостное право было больным местом в жизни российского общества. Оно было причиной ее экономической отсталости от соседних стран. Император Александр I в первый, либеральный, период своего правления делал попытку ослабить крепостное право (1803 г. — указ о «Вольных хлебопашцах»; а также 1818 г. — проект Аракчеева об отмене крепостного права). Но все эти попытки «сверху» провести такие важные реформы остались без результатов. Но после войны 1812 года все реформы были свернуты, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно декабристы решают взять в свои руки переустройство страны. При этом хотелось бы отметить ряд внешних и внутренних факторов, которые повлияли на формирование взглядов декабристов и дали толчок их деятельности. Отправной точкой можно считать вступление на престол Александра I и политику первых лет его правления. К внутренним факторам также можно отнести дарование конституции Польше и обещание подобных преобразований в России. Кроме того, в этот период к преподаванию в высших учебных заведениях первой четверти XIX века была допущена либерально настроенная профессура, которая свободно высказывала мысли о необходимости реформ в государстве. Среди внешних факторов следует выделить влияние французских просветителей XVIII века, которые своими идеями подготовили почву для дальнейших рассуждений декабристов. К тому же в Россию ввозились и современные работы западных мыслителей, а так же конституции стран Западной Европы и США. Большое влияние оказали также Отечественная война 1812 года и заграничные походы, во время которых декабристы могли видеть жизнь людей в других странах. Они воочию увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права, социально- политические изменения в Европе после
Но́вое вре́мя или новая история — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Но́вое вре́мя или новая история — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».