Проблема укрупнения регионов возникла как реакция на сложившуюся ситуацию 1990-х гг., когда в результате крушения СССР и «парада суверенитетов» Российская Федерация унаследовала все изъяны прежнего территориально-административного деления, к которым добавились новые. Это и асимметричность федерации, неравновесность национальных республик и территориальных субъектов, резкие различия с точки зрения демографического и экономического потенциала и т.п.
Первый срок президентства В.В.Путина под лозунгами «укрепления вертикали власти», проходил в острой борьбе с региональными и национальными элитами и, в конечном счете, привел к созданию в мае 2000 г. в России семи федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента. Это был своего рода ответ нанабиравшим влияние межрегиональным ассоциациям типа «Сибирское соглашение», что привело к новому административному районированию страны и реализации идеи укрупнения региональных субъектов.
В 2005-2008 гг. объединительный процесс охватил 11 субъектов РФ, однако реализовано было только пять. К этому времени была создана необходимая нормативно-правовая база и в соответствии с ней пять референдумов по укрупнению субъектов. В конечном счете на карте России появились Пермский край (7 декабря 2003г.), образованный за счет слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Красноярский край (17 апреля 2005 г.), созданный за счет присоединения к действующему субъекту Таймырского и Эвенкийского автономного округов; Камчатская область (23 октября 2005 г.), путем объединения области и Корякского автономного округа; Иркутская область (16 апреля 2006 г.) расширилась за счет Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Наконец, в 2007 г. в результате слияния Читинской области с Агинским бурятским автономным округом был создан Забайкальский край.
Анализ первого опыта администрирования страны показал, что первыми субъектами этого процесса стали наиболее депрессивные уральские, сибирские и дальневосточные автономные округа-реципиенты, за исключением донорских Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, богатых нефтью и газом. Частично была решена проблема сложносоставного устройства ряда субъектов РФ, однако это не привело к системным изменениям. Не были решены проблемы снижения финансовой нагрузки на федеральный бюджет, роста инвестиций, повышения эффективности и оперативности управления в рамках новых субъектов и т.п. Выявились новые проблемы: модель российского федерализма, сочетает формальное равенство с фактическим неравенством субъектов, в результате чего конституционно-правовая симметрия уже вступила в диссонанс с экономической дифференциацией регионов; обострились проблемы межнациональных отношений и политических элит; возросли расходы на обеспечение самого процесса. Однако вектор процесса определился – отход от национально-территориального деления страны к административно-территориальному. Этот тезис активно озвучивают политики федерального и регионального масштаба, особенно в периоды выборных кампаний
Вix--xi вв. феодальные отношения во франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. с утверждением монопольного права на землю феодалов исчезает свободное крестьянское землевладение. одновременно в условиях господства натурального хозяйства продолжается дробление крупных сеньорий и возникновение новых поместий, что окончательно подрывало единство страны и вело к ее территориальному распаду. становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системы вассальных отношений. крупные феодалы не стремились сохранить свои земли в непосредственной собственности, поскольку их политический вес и сила определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов. поэтому обычно феодал удерживал в своем личном распоряжении лишь часть земельных угодий, которые составляли его родовое имение с укрепленным замком. остальные земли он раздавал вассалам. хотя отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). большая и политическая значимость вассальных договоров была причиной того, что они заключались публично и посредством торжественного и тщательно разработанного обряда. главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. обязанность вассала выражалась, прежде всего, в военной службе на сеньора. к xi в. установился и срок такой службы -до 40 дней в году. вассал должен был также участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. денежные выплаты вассала были строго определены: выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выходе замуж старшей дочери. первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни сторон, носили персональный характер. но вскоре обязанности, связанные с ними, стали передаваться по наследству. соответственно при уплате сеньору установленного вознаграждения (рельефа) к наследнику переходило и земельное владение, постепенно превращающееся в потомственное. таким образом, уже к xi в. феод, т.е. наследственное родовое поместье, утверждается как основная форма поземельной собственности. если вассал нарушал клятву верности сеньору и не выполнял своих обязанностей, он должен был вернуть феод. но юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами (в суде сеньора), как правило, был малоэффективен, так как крупные вассалы, располагавшие самостоятельной военной силой, не желали подчиняться решению суда. это вело к многочисленным феодальным распрям и войнам. в целом к xii в. в результате острой внутриклассовой борьбы произошло некоторое расширение прав вассалов на землю и ограничение сроков их службы. к xi в. в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов). в самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам. на вершине феодальной лестницы стоял король, но многие крупные феодалы -герцоги и графы -считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. слабость короля в ix--xi вв. проявлялась в том, что по его зову на военную службу являлись только его непосредственные вассалы из королевского домена, т.е. непосредственных земельных владений короля, размеры которых были относительно невелики. основная масса феодалов (арьер-вассалов) не подчинялась королю, как, впрочем, и другим крупнейшим феодалам, так как действовал принцип: "вассал моего вассала -не мой вассал". с середины xii в. в связи с начавшимся подъемом и ростом городов, явившихся естественным союзником королевской власти, отношения внутри класса феодалов претерпевают некоторые изменения. короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. этот процесс, в ходе которого произошло превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля, получил название иммедиатизации. с xii в. практически прекращается процесс дробления земельных владений. феодальные поместья окончательно принимают родовой характер. доступ новых лиц в ряды феодалов становится ограниченным. лишь королевская власть продолжает раздачу участков, захваченных в ходе войн с непокорными вассалами. более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги.
Проблема укрупнения регионов возникла как реакция на сложившуюся ситуацию 1990-х гг., когда в результате крушения СССР и «парада суверенитетов» Российская Федерация унаследовала все изъяны прежнего территориально-административного деления, к которым добавились новые. Это и асимметричность федерации, неравновесность национальных республик и территориальных субъектов, резкие различия с точки зрения демографического и экономического потенциала и т.п.
Первый срок президентства В.В.Путина под лозунгами «укрепления вертикали власти», проходил в острой борьбе с региональными и национальными элитами и, в конечном счете, привел к созданию в мае 2000 г. в России семи федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента. Это был своего рода ответ нанабиравшим влияние межрегиональным ассоциациям типа «Сибирское соглашение», что привело к новому административному районированию страны и реализации идеи укрупнения региональных субъектов.
В 2005-2008 гг. объединительный процесс охватил 11 субъектов РФ, однако реализовано было только пять. К этому времени была создана необходимая нормативно-правовая база и в соответствии с ней пять референдумов по укрупнению субъектов. В конечном счете на карте России появились Пермский край (7 декабря 2003г.), образованный за счет слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Красноярский край (17 апреля 2005 г.), созданный за счет присоединения к действующему субъекту Таймырского и Эвенкийского автономного округов; Камчатская область (23 октября 2005 г.), путем объединения области и Корякского автономного округа; Иркутская область (16 апреля 2006 г.) расширилась за счет Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Наконец, в 2007 г. в результате слияния Читинской области с Агинским бурятским автономным округом был создан Забайкальский край.
Анализ первого опыта администрирования страны показал, что первыми субъектами этого процесса стали наиболее депрессивные уральские, сибирские и дальневосточные автономные округа-реципиенты, за исключением донорских Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, богатых нефтью и газом. Частично была решена проблема сложносоставного устройства ряда субъектов РФ, однако это не привело к системным изменениям. Не были решены проблемы снижения финансовой нагрузки на федеральный бюджет, роста инвестиций, повышения эффективности и оперативности управления в рамках новых субъектов и т.п. Выявились новые проблемы: модель российского федерализма, сочетает формальное равенство с фактическим неравенством субъектов, в результате чего конституционно-правовая симметрия уже вступила в диссонанс с экономической дифференциацией регионов; обострились проблемы межнациональных отношений и политических элит; возросли расходы на обеспечение самого процесса. Однако вектор процесса определился – отход от национально-территориального деления страны к административно-территориальному. Этот тезис активно озвучивают политики федерального и регионального масштаба, особенно в периоды выборных кампаний
Объяснение: