Средневековье - один из период истории. Некоторые утверждают его начало с конца пятого века, некоторые по другому. Но всё равно ясно - это было. Но средние века были тяжёлые, громкие и безжалостные. Если б я представил себя в роли жителя Средневековья, как это было бы? Ну конечно, мы не можем представить себе средние века без... королей и королев. И жители тогда - пустое общество. Мне бы пришлось работать, а если нарушить закон - принять меру наказания, даже казнь. Во общем, мне было бы тяжело выжить. если бы я был бы королём - я бы правил целым королевством. Но тут тоже нужен свой подход - нужно правильно делать законы, вступать в войны с другими королевствами... Тоже много проблем. Хорошо, что я живу не в средние века. Сейчас мы свободны - тогда - под властью короля.
Однако варвары были обществами, хотя и отсталыми от высокоразвитых (письменных) цивилизаций, но в то же время плотно граничившими с высокой цивилизацией и получающей от нее культурные импульсы, которые варварская верхушка охотно перенимала и усваивала. Так варварские племена древних германцев, праславян, гуннов и т.д. усиленно взаимодействуя с развитыми цивилизациями греков, римлян, китайцев, персов активно перенимали у них как элементы государственного управления обществом и организации военного дела, так и предметы материальной культуры. Этим варварские племена отличались от примитивных племен: охотников, рыболовов, которые в силу своей удаленности от центров цивилизации не могли выступить в качестве получателей продуктов высокой культуры. Как пишет И. Яковенко: «Варвар дан цивилизации в столкновении с ней. Это – человек, принадлежащий обществу, находящемуся на стадии архаики, которое столкнулось с цивилизацией и испытало на себе ее воздействие. Варварский мир составляет внешний пояс, ближнюю периферию цивилизации, которая формируется в постоянных экономических, культурных, военных контактах с последней. Глубокая периферия, не затронутая трансформирующим воздействием цивилизации, представляет собой чисто архаическую культуру».
Напомним что варвар, в отличие от представителя примитивной культуры (стадии дикости), в той или иной форме усвоил элементы стиля и образа жизни культуры цивилизованных народов. В какой-то степени его можно назвать цивилизованным варваром. Но поверхностно усвоенная цивилизация порождает в душе варвара неразрешимый конфликт. «Весь спектр отношений варвара к цивилизации определяется фундаментальным противоречием: варвар не может жить без цивилизации, но в меньшей степени он и желает) жить в цивилизации» (И. Яковенко). То есть налицо явное противоречие, когда варвара притягивают блага цивилизации и ее жизненный комфорт, однако, в условиях сохранения варварского общества варвары не могут перейти на цивилизованную жизнь. Осознание собственного несовершенства, по сравнению с копируемым образцом, порождает в душе варвара внутренний конфликт. Этот конфликт приводит к появлению у варваров такого чувства как ressentiment (сложное чувство зависти, ненависти, злобы и обиды). Чувство собственной неполноценности, наряду с завистью и пониманием невозможности устроить жизнь цивилизованно вынуждает варваров принять самое простое решение – взять силой то, что принадлежит цивилизации. То есть начать грабить цивилизацию и ее плоды. Именно этим объясняется на первый взгляд непонятная разрушительная агрессия варваров – (вандализм), поверхностно усвоивших плоды цивилизации. Так кочевники гунны, монголы или оседлые племена вандалов бессмысленно уничтожали памятники письменности и артефакты высокой культуры.
Но средние века были тяжёлые, громкие и безжалостные. Если б я представил себя в роли жителя Средневековья, как это было бы?
Ну конечно, мы не можем представить себе средние века без... королей и королев. И жители тогда - пустое общество. Мне бы пришлось работать, а если нарушить закон - принять меру наказания, даже казнь. Во общем, мне было бы тяжело выжить.
если бы я был бы королём - я бы правил целым королевством. Но тут тоже нужен свой подход - нужно правильно делать законы, вступать в войны с другими королевствами... Тоже много проблем.
Хорошо, что я живу не в средние века. Сейчас мы свободны - тогда - под властью короля.
Этим варварские племена отличались от примитивных племен: охотников, рыболовов, которые в силу своей удаленности от центров цивилизации не могли выступить в качестве получателей продуктов высокой культуры. Как пишет И. Яковенко: «Варвар дан цивилизации в столкновении с ней. Это – человек, принадлежащий обществу, находящемуся на стадии архаики, которое столкнулось с цивилизацией и испытало на себе ее воздействие. Варварский мир составляет внешний пояс, ближнюю периферию цивилизации, которая формируется в постоянных экономических, культурных, военных контактах с последней. Глубокая периферия, не затронутая трансформирующим воздействием цивилизации, представляет собой чисто архаическую культуру».
Напомним что варвар, в отличие от представителя примитивной культуры (стадии дикости), в той или иной форме усвоил элементы стиля и образа жизни культуры цивилизованных народов. В какой-то степени его можно назвать цивилизованным варваром. Но поверхностно усвоенная цивилизация порождает в душе варвара неразрешимый конфликт. «Весь спектр отношений варвара к цивилизации определяется фундаментальным противоречием: варвар не может жить без цивилизации, но в меньшей степени он и желает) жить в цивилизации» (И. Яковенко).
То есть налицо явное противоречие, когда варвара притягивают блага цивилизации и ее жизненный комфорт, однако, в условиях сохранения варварского общества варвары не могут перейти на цивилизованную жизнь. Осознание собственного несовершенства, по сравнению с копируемым образцом, порождает в душе варвара внутренний конфликт. Этот конфликт приводит к появлению у варваров такого чувства как ressentiment (сложное чувство зависти, ненависти, злобы и обиды).
Чувство собственной неполноценности, наряду с завистью и пониманием невозможности устроить жизнь цивилизованно вынуждает варваров принять самое простое решение – взять силой то, что принадлежит цивилизации. То есть начать грабить цивилизацию и ее плоды. Именно этим объясняется на первый взгляд непонятная разрушительная агрессия варваров – (вандализм), поверхностно усвоивших плоды цивилизации. Так кочевники гунны, монголы или оседлые племена вандалов бессмысленно уничтожали памятники письменности и артефакты высокой культуры.