http://www.indianapolisrecorder.com/calendar/event_6e3109c2-e59f-11ea-8322-308d99b28adb.html http://www.indianapolisrecorder.com/calendar/event_b4130b70-e59f-11ea-aca2-308d99b2b460.html https://www.hybrid-analysis.com/sample/b7dd3cdb9aaf032805eb9411bc1de67a06f811ee0c2bdf24974f145ef27bca72 https://paiza.io/projects/Q3ueNmxJ8-5jXhbJS4f9fA?language=php https://www.peeranswer.com/question/5f430a0ed4b4ac6d279c732a https://okwave.jp/qa/q9789841.html https://www.posts123.com/post/151425/series-full-online https://www.page2share.com/page/182253/series-full-online https://www.mydigoo.com/forums-topicdetail-159601.html https://steemit.com/full/@minceu/series-full-online
Яса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; тюрк. Ясақ) — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла. Мы знаем её по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов. Традиционно принято считать, что наиболее подробные сведения о составе Ясы Чингис-хана содержатся в трактате египетского писателя XV в. ал-Макризи. Именно у него черпали информацию о составе Ясы все интерпретаторы от П. де да Круа до В. Я. Рязановского и Г. В. Вернадского.
Д.Айалон высказал мнение, что эти сведения о Ясе — вымысел автора. Он считал, что Ал-Макризи стремился опорочить правительство мамлюков и с этой целью пытался показать, что они включили монгольские юридические нормы в свои законы. Такой же точки зрения придерживались другие исследователи: Д.Морган и Д.Эгль.
И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения. Однако Яса не представляла собой четко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция различных установлений, правил и табу, установленных Чингисханом с некоторыми дополнениями в правление Угэдэя. Текст Ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. С течением времени значение Ясы упало вследствие разделения Монгольской империи на несколько самостоятельных частей, в которых определяющую роль имели местные юридические традиции.
Ясой также занимался П. Рачневский. Он полагал, что при Чингис-хане так называемая Яса представляла собой совокупность записей различных изречений и распоряжений хана, высказанных по разным поводам и в течение длительного периода времени. Эти изречения нельзя считать юридическим документом систематического характера.
Объяснение: