I четверть Раздел «Казахстан в VI – IX веках»
Тема
Раннесредневековые государства на территории Казахстана
Цель обучения
6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
Критерий оценивания
Обучающийся
• Сравнивает особенности развития тюркских государств в VI-IX веках
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу.
Название каганата
Хронология
Территория
Столица
Этнический
состав
Тюркский
Западно-Тюркский
Восточно-Тюркский
Тюргешский
Определите взаимосвязь между этими государствами
Дескрипторы
Обучающийся
- называет хронологию существования государств;
- называет территории расположения государств;
- называет столицы государств;
- называет этнический состав государств;
- определяет взаимосвязь между государствами.
Тема
Письменность древних тюрков
Цель обучения
6.2.3.1 Объяснять значение древнетюркской
письменности
Критерий оценивания
Обучающийся
• Выделяет историческое значение древнетюркской письменности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте отрывок перевода текста памятника древнетюркской письменности (Памятник Культегина. Малая надпись) и ответьте на вопросы.
Тенгри рожденный –
Я, тюркский каган,
В Тенгрии существующий –
Я, мудрый каган,
В мире изменчивом,
Возвышен Судьбой,
Воссел по Закону –
На Трон кочевой!
Когда наверху Небо-Тенгри,
А внизу бурая Земля возникли
в Вечности –
Сотворены были меж ними
Сыны человеческие…
Предки мои Бумын, Истеми -
По милости Тенгри
каганами стали,
Тюрков народ и Закон тюркский -
Они сохраняли,
Они возвышали!
Со всех сторон были враги,
В походах великих мы их покорили,
Народам простым –
Мир подарили!
Головы имеющих –
Заставили склониться,
Колени имеющих –
Заставили преклониться!
Вперед – до Хингана,
Назад – до Железных Ворот,
Мы расселили
Могучий народ!
И пределов величья не зная,
Свободный народ Тюрков Небесных
Царственно кочевал
В кочевьях беспечных!
Эти каганы были мудры,
Эти каганы были велики,
И Вечное Небо хранит –
Их светлые лики!
Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте?
Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?
Дескрипторы
Обучающийся
− выделяет сведения об истории тюркского каганата из отрывка памятника древнетюркской письменности;
− выделяет сведения о религии тюрков из отрывка памятника древнетюркской письменности.
Тема
Атлахская битва
Цель обучения
6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном искусстве
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает достижения военного искусства кочевников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя иллюстрации, опишите вооружение воинов-кочевников.
Дескрипторы
Обучающийся
− описывает использования конницы на войне у тюрков;
− описывает использование лука и стрел на войне у тюрков;
− описывает общее военное снаряжение у тюрков (доспехи, холодное оружие).
В середине XVIII века ведущие европейские державы Англия и Франция вели колониальное соперничество в Северной Америке, которое в конце концов вылилось в вооружённый конфликт. В 1756 году началась война между двумя этими государствами и в Европе. Естественно, что противостояние таких могучих держав не могло не затронуть других влиятельных стран Европы. После прихода к власти в Пруссии в 1740 году Фридриха II эта страна стала претендовать на ведущую роль в европейской политике.
Такое положение дел поставило под угрозу интересы России, опасающуюся за свою западную часть территории. По тем же причинам вместе с Россией в анти-прусскую коалицию вступила Австрия. В итоге в 1756 году в Версале был создан оборонительный союз между Австрией и Францией, к которому в конце 1756 года присоединилась Россия.
Потери за годы семилетней войны были огромны: Австрия потеряла убитыми около 400 000 человек, Россия – 138 000, Франция – 168 000, Англия – 20 000 убито. Всего за время войны с различных сторон погибло около 700 тысяч мирных жителей и 600 тысяч солдат. Согласно Парижскому договору 1763 года к Великобритании перешли Канада, Восточная Луизиана большая часть французских владений в Индии. Территория Пруссии после войны увеличилась с 119 тысяч до 195 тысяч км². Россия добровольно отдала завоёванные территории Пруссии по указу Петра III, кроме того, жителям её был оплачен ущерб.
1.Зависимость человека от природы характерна для :
а) традиционного общества
б) модернизированного
в) индустриального
2.Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности:
А) Франция, Англия, Германия
б) Англия, Франция, Германия
в) Германия, Франция, Англия
3.В результате промышленного переворота:
А) появляется пролетариат и крестьянство
б) завершается формирование мирового рынка
в) понижается уровень жизни населения
4.Форд, Эдисон и Маркони были:
а) художниками
б) политиками
в) изобретателями
5. Новая черта в развитии капитализма во 2 половине 19 века:
а) появление фабрик
б) создание монополий
в) возрождение цехов
6.Причиной быстрого развития естественных наук в 19 веке было:
а) увеличение числа церковных школ
б) развитие промышленности
в) принятие законов об обязательном среднем образовании
7.Революции 1848-49 годов
а) установлению в странах республики
б) завершению объединения стран
в) ликвидации феодальных повинностей
8.Ранее других событий : а) завершилось объединение Италии
б) возникла Германская империя
в) образована 2 империя во Франции
ответы:
1)а
2)б
3)б
4)в
5)б
6)а
7)в
8)в