крупнейший деятель общественной и государственной жизни xvii в.
исследование фигуры патриарха никона является одной из «вечных проблем» отечественной мысли. образ патриарха окутан мифами и предельно за счет идеологических средств национально-государственной социокультурной мифологии. с его именем связанна церковная реформа (1650-1660), представлявшая собой комплекс богослужебно-канонических мер в церкви и московском государстве, направленных на изменение существовавшей тогда обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой. реформа вызвала раскол церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
патриарх никон (в миру никита минич минин) родился в мае 1605 г. в нижегородской крестьянской семье. в 12 лет будущий патриарх покинул отчий дом и поступил в макариев желтоводский монастырь. в 1625 г. по настоянию отца никита женился и начал вести хозяйство в москве. однако семейная жизнь не приносила счастья — все трое детей скончались один за другим — и никита минин уговорил жену принять постриг, а сам отправился на соловки.
после принятия пострига на соловках, в 1643 г. никон стал игуменом в кожеезерском монастыре. в 1646 г. за сбором милостыни приехал в москву. знакомство с молодым московским государем алексеем михайловичем стало ключевым событием в жизни никона. царь назначил его архимандритом ново-спасского монастыря в москве, где была родовая усыпальница романовых.
в 1649 г. никон был избран митрополитом новгородским, а уже на следующий год он столкнулся с первым серьезным испытанием. голод, а затем и бунт в новгородской земле потребовали от него большого мужества и стойкости. в 1652 г. после смерти патриарха иосифа царь предложил никону стать патриархом.
роль патриарха в московском государстве xvii в. была чрезвычайно велика. он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. более того, желая показать степень своего доверия и уважения никону, алексей михайлович фактически сделал его своим соправителем.
влияние патриарха никона на гражданские дела было весьма велико. при активном содействии патриарха никона в 1654 г. состоялось воссоединение украины с россией. земли киевской руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав московского государства. это в скором времени к возвращению исконно православных епархий юго-западной руси в лоно церкви. вскоре с россией воссоединилась и белоруссия. к титулу патриарха московского «великий государь» присоединилось наименование «патриарх всея великия и малыя и белыя россии».
как глава православной церкви, никон всячески поощрял церковное строительство. при нем были сооружены богатейшие монастыри православной руси: воскресенский под москвой, именуемый «новым иерусалимом», иверский святоозерский на валдае и крестный кийостровский в онежской губе.
введенные никоном изменения в рукописные церковные книги, равно как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения стали основой массового недовольства его деятельностью. церковный собор 1666 г. лишил никона патриаршества и сослал его в отдаленный ферапонтов монастырь. в 1676 г. никон был переведен в кирилло-белозерский монастырь. отметим, что собор 1666 г. одобрил нововведения никона. причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны.
низложенный патриарх никон пробыл в ссылке 15 лет. перед смертью царь алексей михайлович в своем завещании просил у патриарха никона прощения. новый царь феодор алексеевич принял решение о возвращении патриарху никону его сана и просил его вернуться в основанный им воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в москву патриарх никон умер. он был погребен с подобающими почестями в воскресенском соборе ново-иерусалимского монастыря. в сентябре 1682 г. в москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, восстанавливавшие никона в сане патриарха всея руси.
никон
патриарх
1605 - 1681
крупнейший деятель общественной и государственной жизни xvii в.
исследование фигуры патриарха никона является одной из «вечных проблем» отечественной мысли. образ патриарха окутан мифами и предельно за счет идеологических средств национально-государственной социокультурной мифологии. с его именем связанна церковная реформа (1650-1660), представлявшая собой комплекс богослужебно-канонических мер в церкви и московском государстве, направленных на изменение существовавшей тогда обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой. реформа вызвала раскол церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
патриарх никон (в миру никита минич минин) родился в мае 1605 г. в нижегородской крестьянской семье. в 12 лет будущий патриарх покинул отчий дом и поступил в макариев желтоводский монастырь. в 1625 г. по настоянию отца никита женился и начал вести хозяйство в москве. однако семейная жизнь не приносила счастья — все трое детей скончались один за другим — и никита минин уговорил жену принять постриг, а сам отправился на соловки.
после принятия пострига на соловках, в 1643 г. никон стал игуменом в кожеезерском монастыре. в 1646 г. за сбором милостыни приехал в москву. знакомство с молодым московским государем алексеем михайловичем стало ключевым событием в жизни никона. царь назначил его архимандритом ново-спасского монастыря в москве, где была родовая усыпальница романовых.
в 1649 г. никон был избран митрополитом новгородским, а уже на следующий год он столкнулся с первым серьезным испытанием. голод, а затем и бунт в новгородской земле потребовали от него большого мужества и стойкости. в 1652 г. после смерти патриарха иосифа царь предложил никону стать патриархом.
роль патриарха в московском государстве xvii в. была чрезвычайно велика. он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. более того, желая показать степень своего доверия и уважения никону, алексей михайлович фактически сделал его своим соправителем.
влияние патриарха никона на гражданские дела было весьма велико. при активном содействии патриарха никона в 1654 г. состоялось воссоединение украины с россией. земли киевской руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав московского государства. это в скором времени к возвращению исконно православных епархий юго-западной руси в лоно церкви. вскоре с россией воссоединилась и белоруссия. к титулу патриарха московского «великий государь» присоединилось наименование «патриарх всея великия и малыя и белыя россии».
как глава православной церкви, никон всячески поощрял церковное строительство. при нем были сооружены богатейшие монастыри православной руси: воскресенский под москвой, именуемый «новым иерусалимом», иверский святоозерский на валдае и крестный кийостровский в онежской губе.
введенные никоном изменения в рукописные церковные книги, равно как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения стали основой массового недовольства его деятельностью. церковный собор 1666 г. лишил никона патриаршества и сослал его в отдаленный ферапонтов монастырь. в 1676 г. никон был переведен в кирилло-белозерский монастырь. отметим, что собор 1666 г. одобрил нововведения никона. причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны.
низложенный патриарх никон пробыл в ссылке 15 лет. перед смертью царь алексей михайлович в своем завещании просил у патриарха никона прощения. новый царь феодор алексеевич принял решение о возвращении патриарху никону его сана и просил его вернуться в основанный им воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в москву патриарх никон умер. он был погребен с подобающими почестями в воскресенском соборе ново-иерусалимского монастыря. в сентябре 1682 г. в москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, восстанавливавшие никона в сане патриарха всея руси.