Используя изученный материал приведите примеры подтверждающие вынесены в качестве эпиграфа к главе слова Тютчева о правлении императора Николая I ...Он [Николай I] видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, ещё не поколебленный революционными идеями Европы, и считает себя поэтому обязанным служить интересам государей, находящимся в противоречии с либеральными стремлениями народов. Но ни те, ни другие не были ему за то благодарны: одни потому, что чувствовали себя униженными покровительством, иногда становившимся для них игом, другие потому, что видели в России врага всякого прогресса и развития».
Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.
Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» .
Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.
Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу» .
Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.
Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.
Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.
Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые» , протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека» , скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.
Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.
Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.
Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др. )
Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»
Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу.
С накоплением археологических находок эта схема постепенно совершенствовалась. Вначале каменный век был разделен на древний и новый — палеолит и неолит. Позже к ним добавился мезолит, или среднекаменный век.
Исследователи палеолита также разделили его на три периода — нижний, средний и верхний. И, наконец, между неолитом и бронзовым веком был выделен медный век.
Эта теория была подтверждена стратеграфическим методом изучения археологических находок, согласно которому более глубокий слой раскопа всегда является более древним.
Однако с расширением географии археологических раскопок оказалось, что далеко не во всех районах Земли последовательно выделялись эти три века. Например, в Южной Африке археологи установили, что от каменного века был совершен переход сразу к веку железному. Медные украшения в Европе отмечаются в археологических раскопках задолго до появления металлургии, а кремневые орудия продолжали использоваться и после появления металла.
Поэтому предложенная Томсеном система удобна лишь потому, что позволяет достаточно наглядно систематизировать археологические находки, хотя и предполагает многочисленные исключения.