Исследовательский проект "Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды" (как и что повлияло на культуру) сравниваем Русь и Орду
После второй Пунической войны Рим безраздельно господствовал в Западном Средиземноморье. Ему уже не был опасен Карфаген, лишившийся флота и войска. Однако Карфаген продолжал вести обширную морскую торговлю и сохранил большие богатства. Римские аристократы и купцы хотели уничтожить ненавистный им город и завладеть его богатствами.
В середине II века до н. э. римское войско вновь высадилось в Африке и осадило Карфаген. Хотя у карфагенян было гораздо меньше сил, чем у римлян, они решили защищать родной город.
В первых двух Пунических войнах и Рим, и Карфаген были захватчиками: они боролись за захват чужих земель.
В третьей Пунической войне карфагеняне защищали свою родину и свою независимость. Для них это была справедливая война.
Три года римляне осаждали Карфаген. Осаждённые карфагеняне ковали оружие, чинили и охраняли крепостные стены. Женщины остригли свои длинные волосы и отдали их для устройства метательных машин.
Лишь после того как осаждённые обессилели от голода и болезней, римлянам удалось ворваться в Карфаген. Подожжённый город запылал. Его защитники продолжали сражаться на крышах домов и на улицах, затянутых дымом пожаров. Бои в городе продолжались почти целую неделю. Они не прерывались даже по ночам: противники сражались при зловещем свете пылавших зданий.
По постановлению сената Карфаген был стёрт с лица земли:
римляне разрушили уцелевшие во время штурма здания
продали в рабство 50 тысяч жителей, взятых в плен.
2. Завоевания Рима в Восточном Средиземноморье.
Не довольствуясь своим господством в Западном Средиземноморье, римляне вторглись на Балканский полуостров.
В решающей битве римские легионы встретились с македонской фалангой. Современники называли её «страшным зверем, ощетинившимся копьями». Фаланга начала теснить римские легионы. Но во время атаки строй фаланги нарушился и римляне врубились в её ряды. Длинные копья македонян стали бесполезными, и фаланга была разгромлена.
После этой битвы римляне покорили могущественную ранее Македонию, а вслед за тем, в середине II века до н. э., завоевали Грецию.
Продвижение римлян на Восток привело их к столкновению с Сирийским царством - самым большим государством Восточного Средиземноморья. Ещё до окончательного завоевания Македонии Римом началась война между ним и Сирийским царством.
У сирийского царя была огромная армия, набранная среди подвластных ему народов. Она представляла из себя нестройное полчище воинов, говоривших на разных языках. В битве она была наголову разбита римлянами. Царь Сирии попал в полную зависимость от Рима. А вскоре Сирийское царство распалось на более мелкие государства.
В середине II века до н. э. Рим стал господствовать в Восточном Средиземноморье почти так же, как в Западном.
– В наши дни на Западной Украине мы можем встретить большое число членов Украинской Греко-Католической Церкви. До Брестской унии 1596 года этой ветви христианства не существовало, но несколько столетий и видно, что уния продолжает жить. Кто они, украинские униаты, сейчас: больше католики или православные?
– По менталитету — они больше католики, чем православные. Но они сохраняют внешние обряды Православной Церкви, это вошло в их бытие и сохраняется на протяжении более трехсот лет. Они привыкли к этому и не хотят внешних изменений. Однако мы видим, что все равно они постепенно меняются. Например, при строительстве новых храмов мы видим, что у них иногда исчезает иконостас, и они служат как католики: лицом к народу. Это показывает, что Католическая Церковь оказывает на них колоссальное влияние.
– А с точки зрения вероучения?
– Догматическое богословие показывает, что они отошли от православия. Они принимают те догматы, которые мы не признаем, которые приняла Католическая Церковь. Это догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, Filioque и тому подобное.
– У греко-католиков большое количество богослужебных книг, текстов молитв, переведенных с церковно-славянского языка, взятых из православных часословов, молитвенников. Как соединяется славянское наследие с католическим вероучением?
– Это они воспринимают и как наследие и как то, чего они должны держаться, чтобы было различие между католичеством и униатством. Этим они пытаются доказать, что они истинно православные, а это, в свою очередь, вызывают симпатию у населения Западной Украины.
– А почему уния, заключенная в Бресте, на территории современной Беларуси, прижилась в основном только среди украинцев?
– Это зависело от исторических обстоятельств. Украина была длительный срок под властью Польши и Австрии, и это оказало влияние.
– Что можно сказать о рядовых прихожанах греко-католических приходов?
– Я был епископом в Ивано-Франковске, в той среде, почти восемь лет, потому знаком с жизнью и бытом униатов. Благодаря тому, что священник исторически имел большое влияние на Западной Украине, местные жители поддались значительному влиянию Церкви. Например, отрадно то, что каждый прихожанин в день ангела идет в храм на литургию и причащается. Они помнят именины и своих родителей. Заказывают в эти дни литургию за родителей. Что касается отношения к Церкви, то они считают обязательным соблюдение воскресных и праздничных дней. Поэтому у них в эти дни множество людей в храме. У нас порой совершенно другое отношение к праздникам. Униаты никогда не пойдут работать на поле в воскресенье. У нас же порой в воскресенье людей в сельских храмах очень мало.
Однажды, когда я служил литургию в Козлицах, меня встречали на коленях, а была зима и лежал снег. Этот пример говорит о том, какое глубокое уважение они испытывают к духовенству. Ни одного события в жизни униата не происходит без участия священника. У нас зачастую нет такого уважения к священнику.
– Что из положительного можно перенять православным?
– То, что священник должен быть вхож в каждую семью. Не бегать за деньгами, исполняя требы, не видеть своих прихожан в воскресенье на службе, а посещать больных, идти домой или в больницу, молиться за них. Умер прихожанин — священник должен посетить семью и утешить всех ее членов. Случилось что-то еще — идти к своим пасомым и быть рядом.
– В Риме, когда мы там бываем, видно, что римо-католики лучше относятся к нам, чем к греко-католикам. Насколько мне известно, папа не дает добро на существование униатского патриархата на Украине. Он хочет сохранить добрые отношения с Русской Церковью, так как влияние русского православия ощутимо.
– Не думаю. Там где укоренено православие, там будет развиваться Православная Церковь. Униаты, скорее, останутся отличительной чертой Западной Украины. И благодаря тому, что велась неумная политика по закрытию всех униатских храмов в начале второй половины ХХ века, уже в 1980-х годах произошел взрыв активности униатов. Если бы оставалось везде хотя бы по одному униатскому храму, взрыва бы никакого не было. Сами виноваты. Конечно, это была в первую очередь государственная политика, а не церковная. На протяжении десятилетий униаты верили в свою идею. И хотя у них не было своих храмов, когда не было рядом православного священника, они поминали папу Римского.
– Нужно ли в какой-то форме бороться с униатством на Украине?
– Нужна не борьба, а жизнь по заповедям Христовым. Нужно, чтобы верующий был христианином, каким Христос хотел видеть каждого человека, чтобы заповеди стали реальностью нашей жизни: любовь по отношению к другому человеку стала любовью, милосердие — милосердием, а жертвенность — жертвенностью. Мы, христиане, должны быть «руками Христа», делать то, что делал Христос: и исцелять, и милосердие проявлять, и жертвенность, и любовь. Если мы будем жить по-христиански, возможно униаты присоединятся к православным. А если не будем жить по христиански — будем терять с каждым днем и своих.
После второй Пунической войны Рим безраздельно господствовал в Западном Средиземноморье. Ему уже не был опасен Карфаген, лишившийся флота и войска. Однако Карфаген продолжал вести обширную морскую торговлю и сохранил большие богатства. Римские аристократы и купцы хотели уничтожить ненавистный им город и завладеть его богатствами.
В середине II века до н. э. римское войско вновь высадилось в Африке и осадило Карфаген. Хотя у карфагенян было гораздо меньше сил, чем у римлян, они решили защищать родной город.
В первых двух Пунических войнах и Рим, и Карфаген были захватчиками: они боролись за захват чужих земель.
В третьей Пунической войне карфагеняне защищали свою родину и свою независимость. Для них это была справедливая война.
Три года римляне осаждали Карфаген. Осаждённые карфагеняне ковали оружие, чинили и охраняли крепостные стены. Женщины остригли свои длинные волосы и отдали их для устройства метательных машин.
Лишь после того как осаждённые обессилели от голода и болезней, римлянам удалось ворваться в Карфаген. Подожжённый город запылал. Его защитники продолжали сражаться на крышах домов и на улицах, затянутых дымом пожаров. Бои в городе продолжались почти целую неделю. Они не прерывались даже по ночам: противники сражались при зловещем свете пылавших зданий.
По постановлению сената Карфаген был стёрт с лица земли:
римляне разрушили уцелевшие во время штурма здания
продали в рабство 50 тысяч жителей, взятых в плен.
2. Завоевания Рима в Восточном Средиземноморье.
Не довольствуясь своим господством в Западном Средиземноморье, римляне вторглись на Балканский полуостров.
В решающей битве римские легионы встретились с македонской фалангой. Современники называли её «страшным зверем, ощетинившимся копьями». Фаланга начала теснить римские легионы. Но во время атаки строй фаланги нарушился и римляне врубились в её ряды. Длинные копья македонян стали бесполезными, и фаланга была разгромлена.
После этой битвы римляне покорили могущественную ранее Македонию, а вслед за тем, в середине II века до н. э., завоевали Грецию.
Продвижение римлян на Восток привело их к столкновению с Сирийским царством - самым большим государством Восточного Средиземноморья. Ещё до окончательного завоевания Македонии Римом началась война между ним и Сирийским царством.
У сирийского царя была огромная армия, набранная среди подвластных ему народов. Она представляла из себя нестройное полчище воинов, говоривших на разных языках. В битве она была наголову разбита римлянами. Царь Сирии попал в полную зависимость от Рима. А вскоре Сирийское царство распалось на более мелкие государства.
В середине II века до н. э. Рим стал господствовать в Восточном Средиземноморье почти так же, как в Западном.
Я делол проект по этой теме
– В наши дни на Западной Украине мы можем встретить большое число членов Украинской Греко-Католической Церкви. До Брестской унии 1596 года этой ветви христианства не существовало, но несколько столетий и видно, что уния продолжает жить. Кто они, украинские униаты, сейчас: больше католики или православные?
– По менталитету — они больше католики, чем православные. Но они сохраняют внешние обряды Православной Церкви, это вошло в их бытие и сохраняется на протяжении более трехсот лет. Они привыкли к этому и не хотят внешних изменений. Однако мы видим, что все равно они постепенно меняются. Например, при строительстве новых храмов мы видим, что у них иногда исчезает иконостас, и они служат как католики: лицом к народу. Это показывает, что Католическая Церковь оказывает на них колоссальное влияние.
– А с точки зрения вероучения?
– Догматическое богословие показывает, что они отошли от православия. Они принимают те догматы, которые мы не признаем, которые приняла Католическая Церковь. Это догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, Filioque и тому подобное.
– У греко-католиков большое количество богослужебных книг, текстов молитв, переведенных с церковно-славянского языка, взятых из православных часословов, молитвенников. Как соединяется славянское наследие с католическим вероучением?
– Это они воспринимают и как наследие и как то, чего они должны держаться, чтобы было различие между католичеством и униатством. Этим они пытаются доказать, что они истинно православные, а это, в свою очередь, вызывают симпатию у населения Западной Украины.
– А почему уния, заключенная в Бресте, на территории современной Беларуси, прижилась в основном только среди украинцев?
– Это зависело от исторических обстоятельств. Украина была длительный срок под властью Польши и Австрии, и это оказало влияние.
– Что можно сказать о рядовых прихожанах греко-католических приходов?
– Я был епископом в Ивано-Франковске, в той среде, почти восемь лет, потому знаком с жизнью и бытом униатов. Благодаря тому, что священник исторически имел большое влияние на Западной Украине, местные жители поддались значительному влиянию Церкви. Например, отрадно то, что каждый прихожанин в день ангела идет в храм на литургию и причащается. Они помнят именины и своих родителей. Заказывают в эти дни литургию за родителей. Что касается отношения к Церкви, то они считают обязательным соблюдение воскресных и праздничных дней. Поэтому у них в эти дни множество людей в храме. У нас порой совершенно другое отношение к праздникам. Униаты никогда не пойдут работать на поле в воскресенье. У нас же порой в воскресенье людей в сельских храмах очень мало.
Однажды, когда я служил литургию в Козлицах, меня встречали на коленях, а была зима и лежал снег. Этот пример говорит о том, какое глубокое уважение они испытывают к духовенству. Ни одного события в жизни униата не происходит без участия священника. У нас зачастую нет такого уважения к священнику.
– Что из положительного можно перенять православным?
– То, что священник должен быть вхож в каждую семью. Не бегать за деньгами, исполняя требы, не видеть своих прихожан в воскресенье на службе, а посещать больных, идти домой или в больницу, молиться за них. Умер прихожанин — священник должен посетить семью и утешить всех ее членов. Случилось что-то еще — идти к своим пасомым и быть рядом.
– В Риме, когда мы там бываем, видно, что римо-католики лучше относятся к нам, чем к греко-католикам. Насколько мне известно, папа не дает добро на существование униатского патриархата на Украине. Он хочет сохранить добрые отношения с Русской Церковью, так как влияние русского православия ощутимо.
– Не думаю. Там где укоренено православие, там будет развиваться Православная Церковь. Униаты, скорее, останутся отличительной чертой Западной Украины. И благодаря тому, что велась неумная политика по закрытию всех униатских храмов в начале второй половины ХХ века, уже в 1980-х годах произошел взрыв активности униатов. Если бы оставалось везде хотя бы по одному униатскому храму, взрыва бы никакого не было. Сами виноваты. Конечно, это была в первую очередь государственная политика, а не церковная. На протяжении десятилетий униаты верили в свою идею. И хотя у них не было своих храмов, когда не было рядом православного священника, они поминали папу Римского.
– Нужно ли в какой-то форме бороться с униатством на Украине?
– Нужна не борьба, а жизнь по заповедям Христовым. Нужно, чтобы верующий был христианином, каким Христос хотел видеть каждого человека, чтобы заповеди стали реальностью нашей жизни: любовь по отношению к другому человеку стала любовью, милосердие — милосердием, а жертвенность — жертвенностью. Мы, христиане, должны быть «руками Христа», делать то, что делал Христос: и исцелять, и милосердие проявлять, и жертвенность, и любовь. Если мы будем жить по-христиански, возможно униаты присоединятся к православным. А если не будем жить по христиански — будем терять с каждым днем и своих.