В понятие «малая война» Кутузов вкладывал весьма глубокое содержание. Основной задачей ее было удержать под ударом коммуникации противника и создавать постоянную угрозу окружения его в Москве. Эту задачу должны были решать отряды войсковых партизан и народные ополчения.Вскоре после Бородинского сражения Кутузов организовал из части своей конницы специальные легкие отряды, которые должны были действовать совместно с крестьянскими партизанскими отрядами. На эти отряды возлагалась задача нарушать связь французских войск и вынуждать противника оставлять значительные силы для охраны своих коммуникаций.Для проведения этой очень трудной формы военных действий нужны были смелые, энергичные и инициативные командиры и войска действовать в любых условиях. В армии Кутузова не было недостатка в офицерах, которые горели желанием вести опасную борьбу с противником. Первым отрядом, который был создан Кутузовым для ведения малой войны, был отряд подполковника Д. В. Давыдова, сформированный в конце августа в составе 130 человек. [1, с.478-479]
Основные социальные слои древнерусского общества. О социальной структуре древнерусского общества нам известно, во многом, из древнейшего юридического памятника - "Русской правды", речь о которой пойдет в следующей лекции. Оно, как и любое другое докапиталистическое общество эпохи государственности, было сословным. Сословие – это большая группа населения, отличающаяся своими правами обязанностями от других групп населения. Первым шагом к централизации сбора дани стала административная реформа княгини Ольги (947 г). О ней мы уже говорили в одной из предыдущих лекций. Напомним, что главным в ней было введение погостов(стационарных мест сбора дани). В дальнейшем этот процесс был продолжен. У князя появляются люди, которые стали выполнять функции государственной администрации. Точнее, слой дружинников просто присвоил, с полного согласия князей, эти функции. Вот примеры таких должностей: княжий тиун(правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший "виру" - деньги, выплачиваемые преступником за совершение преступления в пользу князя) и т. д.С усилением княжеской власти падает значение вече (народного собрания). Оно теперь собирается крайне редко, как правило в исключительных случаях и стихийно. В качестве примера можно привести стихийный созыв вече в 1068 году, во время 1-го Киевского городского восстания.Исключение составляют лишь северные города – Новгород и Псков. Но и там вече, вскорости, превращается в инструмент борьбы между различными борющимися за власть группировками и теряет свое значение самостоятельного органа, выносящего самостоятельные решения.Церковь на Руси экономически вообще полностью зависела от государства. Это государство ввело «церковную десятину» (налог в 1/10 часть дохода в пользу церкви). Это государство, как правило, финансировало строительство храмов и монастырей. И государство же раздавало земельные владения церкви. Церковь же отвечала государству взаимностью, полностью поддерживая существующую власть. Русская православная церковь и помыслить не могла, наподобие католической церкви, претендовать на господство духовной власти над светской.. Быт и образ жизни жителей древнерусского государства. Говоря о быте и нравах древнерусского общества нельзя не отметить, что в языческий и в христианский период истории имелись свои особенности. Однако говорить о 2-х разных типах культуры не представляется верным. С принятием христианства язычество не утратило своей значимости, а органично слилось с христианством. В результате возникло своеобразное двоеверие на бытовом уровне. Христианство несколько изменило быт древних русичей, но эти изменения не носили глобальный характер. К тому же, особой религиозностью Древняя Русь не отличалась, древнерусское общество во многом было светским. Еще одной особенностью было то, что быт высших слоев населения не отличался радикально от быта низших слоев.Логичнее рассмотрение данного вопроса начать с распорядка дня. Древнерусские люди, как знатные, так и простые, вставали рано – с восходом солнца, осенью и зимой – за несколько часов до рассвета. После просыпания следовала процедура умывания, зажиточные люди пользовались при этом мылом и розовой водой. Затем одевались и совершали утреннее моление (в церкви или дома). Общего завтрака в доме простого человека не существовало, каждый перед уходом ел что-нибудь оставшееся от ужина. После чего население занималось своими обязанностями, в зависимости от их социального статуса. Обед полагался примерно в 11 часов дня. После обеда (в полдень) во всех домах наступала тишина – все отдыхали. Отдых мог продолжаться до 4 часов. Нарушение этого обычая не приветствовалось. После отдыха возобновлялась обычная работа, которая продолжалась обычно до 6-7 часов вечера. Наконец, наступало время ужина, который завершался вечерним молением. После него есть и пить считалось непозволительным. Ко сну также отходили рано, так как утро было не за горами.
Сословие – это большая группа населения, отличающаяся своими правами обязанностями от других групп населения. Первым шагом к централизации сбора дани стала административная реформа княгини Ольги (947 г). О ней мы уже говорили в одной из предыдущих лекций. Напомним, что главным в ней было введение погостов(стационарных мест сбора дани). В дальнейшем этот процесс был продолжен. У князя появляются люди, которые стали выполнять функции государственной администрации. Точнее, слой дружинников просто присвоил, с полного согласия князей, эти функции. Вот примеры таких должностей: княжий тиун(правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший "виру" - деньги, выплачиваемые преступником за совершение преступления в пользу князя) и т. д.С усилением княжеской власти падает значение вече (народного собрания). Оно теперь собирается крайне редко, как правило в исключительных случаях и стихийно. В качестве примера можно привести стихийный созыв вече в 1068 году, во время 1-го Киевского городского восстания.Исключение составляют лишь северные города – Новгород и Псков. Но и там вече, вскорости, превращается в инструмент борьбы между различными борющимися за власть группировками и теряет свое значение самостоятельного органа, выносящего самостоятельные решения.Церковь на Руси экономически вообще полностью зависела от государства. Это государство ввело «церковную десятину» (налог в 1/10 часть дохода в пользу церкви). Это государство, как правило, финансировало строительство храмов и монастырей. И государство же раздавало земельные владения церкви. Церковь же отвечала государству взаимностью, полностью поддерживая существующую власть. Русская православная церковь и помыслить не могла, наподобие католической церкви, претендовать на господство духовной власти над светской..
Быт и образ жизни жителей древнерусского государства. Говоря о быте и нравах древнерусского общества нельзя не отметить, что в языческий и в христианский период истории имелись свои особенности. Однако говорить о 2-х разных типах культуры не представляется верным. С принятием христианства язычество не утратило своей значимости, а органично слилось с христианством. В результате возникло своеобразное двоеверие на бытовом уровне. Христианство несколько изменило быт древних русичей, но эти изменения не носили глобальный характер. К тому же, особой религиозностью Древняя Русь не отличалась, древнерусское общество во многом было светским. Еще одной особенностью было то, что быт высших слоев населения не отличался радикально от быта низших слоев.Логичнее рассмотрение данного вопроса начать с распорядка дня. Древнерусские люди, как знатные, так и простые, вставали рано – с восходом солнца, осенью и зимой – за несколько часов до рассвета. После просыпания следовала процедура умывания, зажиточные люди пользовались при этом мылом и розовой водой. Затем одевались и совершали утреннее моление (в церкви или дома). Общего завтрака в доме простого человека не существовало, каждый перед уходом ел что-нибудь оставшееся от ужина. После чего население занималось своими обязанностями, в зависимости от их социального статуса. Обед полагался примерно в 11 часов дня. После обеда (в полдень) во всех домах наступала тишина – все отдыхали. Отдых мог продолжаться до 4 часов. Нарушение этого обычая не приветствовалось. После отдыха возобновлялась обычная работа, которая продолжалась обычно до 6-7 часов вечера. Наконец, наступало время ужина, который завершался вечерним молением. После него есть и пить считалось непозволительным. Ко сну также отходили рано, так как утро было не за горами.