конец xv - начало xvi в. - время образования централизованного российского государства. условия, в которых происходило образование государства, были не совсем благоприятными. преобладал резко континентальный климат и короткое сельскохозяйственное лето. плодородные земли дикого поля (юг) , поволжья и южной сибири еще не были освоены. отсутствовали выходы к морям. вероятность внешней агрессии была высокой, что требовало постоянного напряжения сил.
многие территории бывшей киевской руси входили в состав других государств, а это означало, что традиционные связи - торговые и культурные - были нарушены.
за вторую половину xvi в. территория россии удвоилась по сравнению с серединой века. если в начале xvi в. в россии проживало 6 млн человек, то в конце xvi в. - уже 9 млн человек. население было многонациональным. основная часть населения проживала на северо-западе (новгород) и в центре страны (москва) . но даже в самых густонаселенных местах плотность населения оставалась низкой - до 5 человек на 1 кв. м (для сравнения, в европе - 10-30 человек на 1 кв. м) .
характер был традиционным, господствовало натуральное хозяйство. со второй половины xv в. на всей территории московского государства утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. при таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. первый участок он засевал яровыми культурами, второй - озимыми, а третий отдыхал под паром, то есть оставался незасеянным. трехполье обеспечивало устойчивую урожайность и позволяло бережно относиться к земле.
наиболее распространенной озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали овсом, довольно широко распространились посевы питательной гречихой. обрабатывалась земля при сохи, сохи-косули, плуга, бороны.
Вторая половина XIX в. - особый период в развитии русской культуры. Годы царствования Александра II, придававшего большое значение в культурной жизни «самостоятельности народного духа», были временем поисков национального пути в искусстве и острых злободневных социальных тем. В 60-е годы в России выдвинулись новые общественно-политические силы - разночинцы, выходцы из демократических слоев, революционно настроенная интеллигенция. Революционно-демократические идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарева, А.Ф. Писемского, НА. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г Чернышевского, НА. Добролюбова, клеймивших общественные пороки, существенно повлияли на изобразительное искусство. Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобразительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отображение. Основы эстетики заложил своими работами Чернышевский. В его трактате «Эстетические отношения искусства к действительности» прямо говорится, что «прекрасное есть жизнь», что «величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». От художника начали требовать «содержание», «объяснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным. Эта особенность ярчайшим образом проявилась в творчестве демократически настроенных художников.
В 1863 г. Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом из скандинавской мифологии. Все тринадцать соискателей, среди них И.Н. Крамской, К.Г Маковский, А. Д. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель художников», а в 1870 г. вместе с московскими живописцами - «Товарищество передвижных художественных выставок». Начиная с Перова и кончая Левитаном все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок - передвижниками Для русской публики значение передвижников было огромно - они заинтересовали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением только и началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи. Здесь следует упомянуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П.М. Третьякове и В.В. Стасове.
конец xv - начало xvi в. - время образования централизованного российского государства. условия, в которых происходило образование государства, были не совсем благоприятными. преобладал резко континентальный климат и короткое сельскохозяйственное лето. плодородные земли дикого поля (юг) , поволжья и южной сибири еще не были освоены. отсутствовали выходы к морям. вероятность внешней агрессии была высокой, что требовало постоянного напряжения сил.
многие территории бывшей киевской руси входили в состав других государств, а это означало, что традиционные связи - торговые и культурные - были нарушены.
за вторую половину xvi в. территория россии удвоилась по сравнению с серединой века. если в начале xvi в. в россии проживало 6 млн человек, то в конце xvi в. - уже 9 млн человек. население было многонациональным. основная часть населения проживала на северо-западе (новгород) и в центре страны (москва) . но даже в самых густонаселенных местах плотность населения оставалась низкой - до 5 человек на 1 кв. м (для сравнения, в европе - 10-30 человек на 1 кв. м) .
характер был традиционным, господствовало натуральное хозяйство. со второй половины xv в. на всей территории московского государства утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. при таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. первый участок он засевал яровыми культурами, второй - озимыми, а третий отдыхал под паром, то есть оставался незасеянным. трехполье обеспечивало устойчивую урожайность и позволяло бережно относиться к земле.
наиболее распространенной озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали овсом, довольно широко распространились посевы питательной гречихой. обрабатывалась земля при сохи, сохи-косули, плуга, бороны.
Вторая половина XIX в. - особый период в развитии русской культуры. Годы царствования Александра II, придававшего большое значение в культурной жизни «самостоятельности народного духа», были временем поисков национального пути в искусстве и острых злободневных социальных тем. В 60-е годы в России выдвинулись новые общественно-политические силы - разночинцы, выходцы из демократических слоев, революционно настроенная интеллигенция. Революционно-демократические идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарева, А.Ф. Писемского, НА. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г Чернышевского, НА. Добролюбова, клеймивших общественные пороки, существенно повлияли на изобразительное искусство. Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобразительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отображение. Основы эстетики заложил своими работами Чернышевский. В его трактате «Эстетические отношения искусства к действительности» прямо говорится, что «прекрасное есть жизнь», что «величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». От художника начали требовать «содержание», «объяснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным. Эта особенность ярчайшим образом проявилась в творчестве демократически настроенных художников.
В 1863 г. Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом из скандинавской мифологии. Все тринадцать соискателей, среди них И.Н. Крамской, К.Г Маковский, А. Д. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель художников», а в 1870 г. вместе с московскими живописцами - «Товарищество передвижных художественных выставок». Начиная с Перова и кончая Левитаном все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок - передвижникамиДля русской публики значение передвижников было огромно - они заинтересовали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением только и началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи. Здесь следует упомянуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П.М. Третьякове и В.В. Стасове.