Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Текст «Русской правды», однако, не дает оснований для такой трактовки. Ни в одном из случаев употребления термина «смерд» нет ни единой привязки к реалиям, относящимся к древнерусской общине-«верви» (равно как и наоборот). В «Русской правде» члены верви называются «людьми» (ед. число — «людин»), а не смердами. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю, в то время как выморочное имущество свободного общинника, скорее всего, делилось между членами общины. Наконец, штраф за убийство «смерда» составляет всего 5 гривен (наравне с рабом-«холопом»), в то время как жизнь «людина» защищалась 40-гривенной вирой (стандартным размером штрафа за убийство рядового свободного человека).
В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.
Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А.Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).
Меня зовут Шанти Бхаратия, мне 14 лет и я из Раджастхана. Моя каста вайшьи, моя семья - торговцы, мы делаем глиняную посуду и продаем ее на рынке. Цвет нашей касты - желтый. Родители уже подобрали мне жениха - он тоже из касты вайшьи, скоро будет свадьба. Ему уже 20 и он закончил обучение искусства торговли, он торговец. В 12 лет лет он специальный обряд второго рождения, теперь на правом плече он носит шнур из трех шерстяных нитей - принадлежность к касте вайшьи. Я тоже училась чтению, математике и ремеслу, но дома, мое обучение закончилось традиционно в 12 лет. Все расходы по нашей свадьбе легли на нашу семью, такова традиция. За меня дадут богатое придание, семье это далось нелегко. По традиции в день свадьбы мой отец передаст жениху молоко с медом. Потом мы пойдем в дом жениха для жертвоприношения
Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Текст «Русской правды», однако, не дает оснований для такой трактовки. Ни в одном из случаев употребления термина «смерд» нет ни единой привязки к реалиям, относящимся к древнерусской общине-«верви» (равно как и наоборот). В «Русской правде» члены верви называются «людьми» (ед. число — «людин»), а не смердами. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю, в то время как выморочное имущество свободного общинника, скорее всего, делилось между членами общины. Наконец, штраф за убийство «смерда» составляет всего 5 гривен (наравне с рабом-«холопом»), в то время как жизнь «людина» защищалась 40-гривенной вирой (стандартным размером штрафа за убийство рядового свободного человека).
В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.
Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А.Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).
Меня зовут Шанти Бхаратия, мне 14 лет и я из Раджастхана. Моя каста вайшьи, моя семья - торговцы, мы делаем глиняную посуду и продаем ее на рынке. Цвет нашей касты - желтый. Родители уже подобрали мне жениха - он тоже из касты вайшьи, скоро будет свадьба. Ему уже 20 и он закончил обучение искусства торговли, он торговец. В 12 лет лет он специальный обряд второго рождения, теперь на правом плече он носит шнур из трех шерстяных нитей - принадлежность к касте вайшьи. Я тоже училась чтению, математике и ремеслу, но дома, мое обучение закончилось традиционно в 12 лет. Все расходы по нашей свадьбе легли на нашу семью, такова традиция. За меня дадут богатое придание, семье это далось нелегко. По традиции в день свадьбы мой отец передаст жениху молоко с медом. Потом мы пойдем в дом жениха для жертвоприношения