Историческая справка: достаточно подробно можно узнать из исторических источников о «тридцати крепостях Туркестана». Речь идет о городах, так как каждый город – это был город –крепость. Но в связи с ростом феодальных междоусобиц и вражеских набегов города Казахстан пришли в упадок. Но вся городская жизнь концентрировалась только в центральной части городов, а пригород пустел. Центральная часть была более укрепленной, так как в период войн город должен был иметь мощную систему укреплений. Таким был город Туркестан. Сауран представлял собой неприступную крепость. До сих пор остатки крепостных сооружений Саурана производят внушительное впечатление. Почти все города в период становления и укрепления казахской государственности выполняли многоплановую роль. Сауран был «торговой гаванью» и ставкой первых казахских правителей. В городах различались хисар и пригород. Хисар густонаселенная, укрепленная часть города, где находились управленческие здания, соборная мечеть, рынки, мастерские, жилые дома. Развитие торговли в городах становится важным фактором в развити экономики казахстанских городов. Развивается международная торговля, традиционная и местная . Было развито земледелие. Переход кочевников к земледелию совершался под давлением экономической необходимости. К оседлости переходили прежде всего бедняки, не имевшие возможности кочевать. Оседлых, лишившихся своих стад называли жатаками. Возможность кочевать всегда считалась у кочевых казахов признаком благополучия.
Период 15-17 веков занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложилось устное народное творчество, письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. Благодаря деятельности акынов, жырау, оттачиванию ораторского мастерства в ходе многочисленных айтысов сформировался казахский язык. 15-17 века – известно как эпоха жырау. Основной жанр жырау – толгау(размышления и наставления в стихах), жоктау- повествования в память об умерших с выражением скорби и рассказом о добрых делах усопшего. Часто жырау были видными политическими деятелями. Особенность их была в том, что они были посредниками между правителями и простым народом. Игра на народных инструментах прочно входит в быт казахского народа. Домбра, кобыз –непременная принадлежность каждого акына. Акын –человек обладающий даро импровизации, сочиняющего песни экспромтом. Они же были исполнителями произведений устного народного творчества. Терме – поэтическая импровизация на основе однородной по ритму мелодии. Широкое развитие получило народное творчество(пословицы, поговорки, сказки, эпосы)
ответьте на Вопросы:
1. Раскройте роль города Туркестана как политического и религиозного центра средневекового Казахстана.
2. Выделите результаты развития торговли и ее влияние на развитие международных отношений.
3. Что побуждало казахов к переходу к оседлости?
4. Назовите и охарактеризуйте виды устного народного творчества и поэзии жырау.
Христианская вера издревле называет богоизбранным народом, после пришествия саму Церковь Христову, составленную из иудеев и язычников, принявших Христа и в Нем усыновление Богу. При этом преимущество за христианами из обрезанных не устанавливается:
"Несть иудей, ни эллин.. . вси бо вы едино есте о Христе Иисусе" (Гал. 3.28). "Несть разнствия иудеев же и эллину, Той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его" (Рим. 10.12).
Последнее время получила хождение, так сказать, "уточняющая" концепция, наиболее значительным проповедником которой являлся и является прот. А. Мень. Суть ее в том, что избрание евреев как этноса, древнее избрание, сохраняется и при обращении Христу наряду с избранием во Христе, так что Православные евреи имеют в Церкви некое особое положение, связанное с их двойным избранием и двойной миссией. Приводятся, к примеру, слова ап. Павла о том, что иудеи "по избранию возлюблении отец ради", даже если они "по благовествованию врази вас ради" (См. Рим. 11.28). Аргумент сей представляется на первый взгляд достаточно веским, и путаница будет неизбежной, если прежде не разобраться, в чем смысл ветхозаветного избрания Израильского народа.
Как-то по умолчанию весь цивилизованный мир принял иудейскую точку зрения, что весь израильский народ избран был Богом со времен обетований, данных Аврааму. Но так ли это? Завет Бога с человеком есть дело взаимное. Нет сомнения, что в те времена был призван Богом именно этот единственный народ. Однако же слова о том, что много званых, да мало избранных полностью применимы и к ветхозаветным временам. Далеко не все израильтяне ответили на призыв Божий, данный через Моисея и пророков, и лишь остаток Израиля истинно вступил в Завет с Богом, получив от него и избрание. Величина этого "остатка" менялась в отношении ко всему еврейскому народу в разные времена от Моисея до Маккавеев, но, что он никогда не составлял абсолютного большинства, а был абсолютным меньшинством - это неопровержимый факт всей священной истории. Апостол Павел подытоживает те времена: "в нынешнее время останок по избранию благодати бысть? ..егоже искаше Израиль, сего не получи, а избрание (т. е. сей самый остаток) получи, прочие же ослепишася"(Рим. 11.6-7). На основании этого мы не можем говорить об избрании Богом всего израильского народа, а должны говорить об избрании его остатка верных. Неверные же Богу и Его обетованию о пришествии будущего мира никак не могут причисляться к богоизбранному народу. Дафан с Авироном и Ахав со жрецами Вааловыми, будучи этнически израильтянами, никак не могут называться богоизбранными. Против этой очевидности возразить вроде бы нечего, однако же, когда речь заходит о богоизбранности еврейского народа, хотя бы в ветхозаветные времена, об этом почему-то принято забывать, считая этническую принадлежность на те времена достаточной для наследования избрания Божия.
С избранием народа Богом часто путают особую милость Божию к тому или иному народу. Действительно, в ветхозаветные времена Израиль был отмечен совершенно особыми милостями, как никакой иной народ на земле. Но милость Божия