В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Х
Химия
Д
Другие предметы
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
М
Музыка
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
У
Українська література
Р
Русский язык
Ф
Французский язык
П
Психология
О
Обществознание
А
Алгебра
М
МХК
Г
География
И
Информатика
П
Право
А
Английский язык
Г
Геометрия
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
vikaoskina1
vikaoskina1
15.12.2021 11:07 •  История

Исторические рассказы и шежире Устное народное творчество охватывали и сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни. Основной темой исторических песен XVIII века явилась борьба казахов против джунгар. Народ увековечил события 1723 года – Года великого бедствия казахского народа в песне – «Елим-ай!». Другие песни также отражали битвы казахов против джунгар.
У казахов широкое распространение получили исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди – бии и шешены (мастера слова). Они глубоко почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии (той, асы) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Исторические рассказы сопровождались мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбек, Толе и Айтеке биев. Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками.
В каждой казахской семье вели «шежире», «цэжере», «седжере» – «память». В кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно правителям управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно регулировало семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т.д.
Музыка в духовной жизни казахов XVIII века занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Её основу составили импровизационно-эпические произведения тюркских народов, исполняемые сказителем под аккомпанемент народных инструментов: двухструнной домбры, кобыза, сыбызгы, дауылпаза. Примечательной особенностью были соревнования, устраиваемые между музыкантами, которые назывались айтыс. На айтысах акыны открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни. Высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки.
Свадебные торжества начинались с песни «Тойбастар». На свадьбах и молодежных праздниках исполнялись песни «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невестки исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха ее встречали песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха — «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни — жоктау (причитания).
Благодаря деятельности казахских певцов, акынов, музыкантов XVIII века до нас дошли такие поэмы, как «Козы Корпеш—Баян сулу» «Кыз Жибек», а также кюи, например, «Аксак кулан», «Жошыхан», «Кобыланды батыр» и другие.
Критерии для работы с текстом:
1. Выявите новые термины и дайте им определение.
2. Какие темы затрагивались в исторических рассказах? Приведите аргументы.
3. Какие функции выполняло шежире?
4. Сформулируйте не менее 2-3-х важных факторов значимости музыкальных произведении в качестве исторических источников

Показать ответ
Ответ:
xxz10492
xxz10492
16.01.2020 14:55

1914г.

События: Битва на Марне Итог: В Результате сражения был сорван немецкий план "Шлиффена"

1915г.

События: Позиционная война

Итог: Французские и Британские войска получили возможность перегруппироваться

1916г.

События: Брусиловский прорыв, Битва на Сомме(танки)

Итог: Крупномасштабное наступление русских войск на Юго-Западном фронте, Первое в истории применение танков

1917г.

События: Октябрьская революция, Вступление США в войну

Итог: Выход России из войны и подписание сепаратного мира с Германией, Вступление США в войну против Германии (увеличение военной мощи Антанты)

1918г.

События: Битва при Аррасе

Итог: Союзники захватили ряд стратегических территорий после чего началось крупномасштабное наступление по всему фронту

0,0(0 оценок)
Ответ:
mariyasidorova1
mariyasidorova1
03.07.2021 17:30

экономикалық және әлеуметтік саяси өзгерістердің жүйесі.[1]

Өнеркәсіп төңкерісі қол еңбегіне негізделген мануфактурадан ірі машиналы индустрияға өтуі. Өнеркәсіп төңкерісі жұмыс машиналарын жасап, қолданудан басталып, машиналы, техниканы кеңінен пайдалануға негізделген машиналы өндірістің дамуымен аяқталды. Мұның нәтижесінде капиталистік өндіріс әдісі феодалдық өндіріс әдісін түпкілікті жеңді. Өнеркәсіп төңкерісі өндірісті кап. қоғамдастыруға зор мүмкіндік ашты. Көптеген бытыраңқы өндіріс процестері бір қоғамдық өндірістік процеске біріктіріледі. Ірі машиналы индустрияны дамытудың тарихи алғы шартын капит.өндірістің мануфактуралық түрі жасады. Капиталды алғашқы қорлануы кап. қатынастардың одан әрі дамуын қамтамасыз етті.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота