Этому развитие товарнор-денежных отношений и освоение новых земель.
Приобретение новых черноземных пространств на юге и на юго-западе в связи с установлением полной безопасности южной границы и с усиленной колонизацией этих пространств привело к тому, что Россия становится не только земледельческой страной по названию, но и одной из житниц Европы. Продукция сельского хозяйства России становится товаром не только на внутреннем, но и на международном рынке. Втягивание землевладельцев в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком в зависимости от него заставляли помещика увеличивать повинности крепостных крестьян, что росту крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Пугачева. Перед Россией вплотную вставал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким-то образом, возможно путем реформ, при его к новым развивающимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество. Россия пошла по пути дальнейшего укрепления самодержавия и укрепления действующих экономических отношений - то есть крепостного права.
В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в "Илиаде" Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди , главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.
При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.
Воспитание и обучение
Для сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому. В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.
Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом. Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный. Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.
Приобретение новых черноземных пространств на юге и на юго-западе в связи с установлением полной безопасности южной границы и с усиленной колонизацией этих пространств привело к тому, что Россия становится не только земледельческой страной по названию, но и одной из житниц Европы.
Продукция сельского хозяйства России становится товаром не только на внутреннем, но и на международном рынке.
Втягивание землевладельцев в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком в зависимости от него заставляли помещика увеличивать повинности крепостных крестьян, что росту крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Пугачева.
Перед Россией вплотную вставал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким-то образом, возможно путем реформ, при его к новым развивающимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество.
Россия пошла по пути дальнейшего укрепления самодержавия и укрепления действующих экономических отношений - то есть крепостного права.
В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в "Илиаде" Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди , главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.
При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.
Воспитание и обучениеДля сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому. В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.
Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом. Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный. Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.