Исторический источник
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопрос.
«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
1)Запишите, под каким названием вошло в историю событие, описанное в тексте. ответ запишите в виде словосочетания из двух слов, в именительном падеже, без кавычек и знаков препинания. Образец ответа: великое посольство
2)Найдите в тексте и запишите в ответ понятие, обозначающее военного вождя и главу государства у славян. ответ запишите одним словом, в именительном падеже, единственном числе, без кавычек и знаков препинания. Образец ответа: воин
В XVIII веке с исключительной стороны проявил себя один из видных государственных деятелей Казахского ханства Абылай. Он посвятил всю свою жизнь делу укрепления казахской государственности и обеспечения единства народа. Жизненный путь Абылай хана был нелегким. Он родился в 1711 году в г. Туркестане. При рождении он получил имя Абильмансур, но был вынужден скрываться под именем Сабалак. Абылай получил хорошее мусульманское образование. Султан владел семью восточными языками. Хорошо играл на домбре, после себя оставил более 20 кюев. Во время междоусобных войн он остался сиротой. С пятнадцатилетнего возраста начал принимать деятельное участие в войне с джунгарами. Султан был выше среднего роста, отличался большой физической силой. Современники уважали его за смелость, отвагу и ловкость. До самых последних своих дней он был рядом с воинами. Захваченную добычу всегда делил со своими ополченцами. В сражениях с внешними врагами был несколько раз ранен. По характеру был остроумен и находчив. Среди своих современников был известен как человек слова, блестящего ума, честный и справедливый правитель. Был прекрасным оратором, знатоком обычного права казахов и шежире. Вокруг себя он сумел собрать самых авторитетных, уважаемых и честных людей. Абылай стал широко известен в народе в возрасте двадцати лет. Войдя в ополчение хана Абулмамбета, в одном из сражений под воинственный клич «Абылай!» в единоборстве победил именитого джунгарского военачальника, батыра Шарыша. После этого поединка он получил новое имя - Абылай и стал пользоваться огромной популярностью и авторитетом среди номадов. Ему доверили управление одним из крупных родов атыгай племени ар-гын Среднего жуза. С целью укрепления своей власти и налаживания мирных отношений с соседями Абылай заключал династийные браки с представителями влиятельных семей соседних государств, а также казахских ханов и султанов
Түрік қағанатының құрылуы.
Үйсіндердің күші қайтқан соң Жетісу үнемі қақтығыстарға ұшырап отырды.
V ғ. осында келген жожан әскерлері үйсіндерді өз иеліктерін далалық бөліктен Тянь-Шаньға ауыстыруға мәжбүр етті. Бос қалған жерлерге юечжилердің қалдықтары орналаспақшы болды, бірақ 418-419 жж. Жожандармен соғыстан соң олар Орта Азияға кетуге мәжбүр болды, ол жерде олар парсы және эфталиттермен қақтығысты. Шу мен Талас өзендерінің жоғарғы ағысын кангарлар басып алып, жожандардың батысқа жылжуын тоқтатты.
Жетісу мен Шығыс Қазақстан Жожан мемлекетінің шегі болғандықтан оларға көңіл аз бөлінді. Бірақ дәл осы жерде, Алтайда Жожандарға қарсы тұра алатын күш қалыптаса бастады.
Солтүстік-Шығыс Жетісуда, Ертіс аңғары мен Жоңғарияда мекендеген көптеген теле тайпалары 482 ж. Жожандарға қарсы көтеріліс жасап, өз мемлекетін құрды. Ол көп өмір сүрген жоқ, 516 ж. телелер қайтадан Жожандарға бағынышты болды. Алтай тайпаларының бірі — ашина Жожандар үшін темір балқытты. Бұл тайпаға евразия тарихында ерекше бір роль орындау жазылған. Осы ашина қоластындағы халықтарды түрік деп атады. “Түрік” сөзінің өзі — күшті, мықты дегенді білдіреді. А.Н. Кононовтың айтуынша бұл сөз басында саяси мәнге ие болған, онымен ашина тайпасының билеуші руын құраған дала ақсүйектерінің отбасы мүшелерін атаған. Тек кейін ғана түрк қағанына бағынған барлық тайпалардың ортақ атына айналды.