равитель Киевской Руси в первую очередь беспокоился о безопасности жителей государства, потому как соседние княжества так и норовили завоевать большие территории. Поэтому внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого заключалась в укреплении защиты, но не путем возведения замков и стен вокруг страны, а договорами о ненападении, походами и подкупами. Также князь заботился об авторитете государства на международной арене. Сначала Ярослав с Мстиславом совершили поход на Польшу, в ходе которого отбили Червенские города. Позже он был заинтересован Прибалтикой, где обитало племя чуди. Здесь в 1030 году князем был основан город Юрьев, ныне он носит название Тарту. Создав единое войско из новгородцев, киевской дружины и наемных варягов, он нанес разрушительный удар по печенегам. Подобные походы осуществлялись также на Литву, ятвягов, Мазовию и, конечно же, Византию. Все вышеперечисленные кампании были успешны, кроме последней. Скорее всего, потому что этот поход возглавил сын Мудрого. Особенностью его политики стали династические браки. Свою сестру и детей он выдал за иностранных монархов и принцев. Сам же он был женат на дочери шведского правителя Олафа. Его сестра вышла замуж за короля Польши – Казимира, дочь Анна стала женой Генриха I, Елизавета – супругой Гарольда Смелого, Анастасия – Андрея I. Сыновья Изяслав и Всеволод, в свою очередь, стали мужьями польской и византийской принцесс.
Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.
Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками напоить мудростью» . С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.
Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.
равитель Киевской Руси в первую очередь беспокоился о безопасности жителей государства, потому как соседние княжества так и норовили завоевать большие территории. Поэтому внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого заключалась в укреплении защиты, но не путем возведения замков и стен вокруг страны, а договорами о ненападении, походами и подкупами. Также князь заботился об авторитете государства на международной арене. Сначала Ярослав с Мстиславом совершили поход на Польшу, в ходе которого отбили Червенские города. Позже он был заинтересован Прибалтикой, где обитало племя чуди. Здесь в 1030 году князем был основан город Юрьев, ныне он носит название Тарту. Создав единое войско из новгородцев, киевской дружины и наемных варягов, он нанес разрушительный удар по печенегам. Подобные походы осуществлялись также на Литву, ятвягов, Мазовию и, конечно же, Византию. Все вышеперечисленные кампании были успешны, кроме последней. Скорее всего, потому что этот поход возглавил сын Мудрого. Особенностью его политики стали династические браки. Свою сестру и детей он выдал за иностранных монархов и принцев. Сам же он был женат на дочери шведского правителя Олафа. Его сестра вышла замуж за короля Польши – Казимира, дочь Анна стала женой Генриха I, Елизавета – супругой Гарольда Смелого, Анастасия – Андрея I. Сыновья Изяслав и Всеволод, в свою очередь, стали мужьями польской и византийской принцесс.
Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.
Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками напоить мудростью» . С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.
Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.