Демократия –означает «власть народа». Первой в мире демократией стала афинская демократия. Но афиняне не сразу пришли к демократическому строю. Этот процесс занял много лет.
Начало демократии положил Солон. Он отменил долговое рабство, покончил с безраздельной властью аристократов, подготовив, тем самым, почву к демократии.
Тирания Писистрата еще более ослабила власть аристократов.
И только после реформ Клисфена Афины стали демократическим полисом. Теперь демос (обычный народ) через народное собрание определяли политику государства.
Наивысший расцвет афинская демократия получила в конце греко-персидских войн при власти Перикла. Он внес большой вклад в развитие демократии. Сделал оплачиваемыми государственные должности, а также хорошо платил художникам, скульпторам, архитекторам, камнетесам, землекопам и строителям.
Что и говорить, при демократии афинскому демосу стало жить гораздо легче, хотя эта система и не была идеальной. Минусы заключались в следующем:
1) Правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) и рабы не имели право участвовать в народном собрании.
2) Крестьяне, жившие в поселениях на территории Аттики, не всегда могли присутствовать на народных собраниях, которые проводились слишком часто (каждые 8-9 дней).
3) Не каждый свободный гражданин мог занять важную государственную должность, для этого необходимо было иметь образование, которое стоило очень дорого.
4) Отношения с союзниками складывались не лучшим образом. Дело в том, что Перикл стремился включить в Морскую державу как можно больше греческих полисов, где сразу устанавливал демократический строй. Такое усиление Афин пугало полисы, где, по-прежнему, у власти еще находились аристократы или олигархи. Именно поэтому такие полисы и объединились в последствии в Пелопоннесский союз во главе со Спартой, для борьбы с Афинами.
Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй,— говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».
Афинская демократия была близка к народу, народ непосредственно участвовал в управлении страной. Традиции Афинской демократии присутствуют во всех современных демократических странах. Именно в Афинах сложился принцип разделения властей, традиция контроля за должностными лицами, участие народа в принятии даже самых важных решений. Афины подарили миру демократию, демократию подлинную, истинную, со времен Афин до 17 века в мире не существовало столь демократичного режима власти.
Демократия –означает «власть народа». Первой в мире демократией стала афинская демократия. Но афиняне не сразу пришли к демократическому строю. Этот процесс занял много лет.
Начало демократии положил Солон. Он отменил долговое рабство, покончил с безраздельной властью аристократов, подготовив, тем самым, почву к демократии.
Тирания Писистрата еще более ослабила власть аристократов.
И только после реформ Клисфена Афины стали демократическим полисом. Теперь демос (обычный народ) через народное собрание определяли политику государства.
Наивысший расцвет афинская демократия получила в конце греко-персидских войн при власти Перикла. Он внес большой вклад в развитие демократии. Сделал оплачиваемыми государственные должности, а также хорошо платил художникам, скульпторам, архитекторам, камнетесам, землекопам и строителям.
Что и говорить, при демократии афинскому демосу стало жить гораздо легче, хотя эта система и не была идеальной. Минусы заключались в следующем:
1) Правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, дети, метеки (свободные люди, не имевшие афинского гражданства) и рабы не имели право участвовать в народном собрании.
2) Крестьяне, жившие в поселениях на территории Аттики, не всегда могли присутствовать на народных собраниях, которые проводились слишком часто (каждые 8-9 дней).
3) Не каждый свободный гражданин мог занять важную государственную должность, для этого необходимо было иметь образование, которое стоило очень дорого.
4) Отношения с союзниками складывались не лучшим образом. Дело в том, что Перикл стремился включить в Морскую державу как можно больше греческих полисов, где сразу устанавливал демократический строй. Такое усиление Афин пугало полисы, где, по-прежнему, у власти еще находились аристократы или олигархи. Именно поэтому такие полисы и объединились в последствии в Пелопоннесский союз во главе со Спартой, для борьбы с Афинами.
Афинская демократия была близка к народу, народ непосредственно участвовал в управлении страной. Традиции Афинской демократии присутствуют во всех современных демократических странах. Именно в Афинах сложился принцип разделения властей, традиция контроля за должностными лицами, участие народа в принятии даже самых важных решений. Афины подарили миру демократию, демократию подлинную, истинную, со времен Афин до 17 века в мире не существовало столь демократичного режима власти.