Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики папской курии. Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки. Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Одиозный антипапа Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус, по совету короля Вацлава, уехал в Южную Чехию (вначале в замок Кози-Градек, а затем в Краковец), где местная шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть. В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал Гусу некоторую поддержку. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли.
В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол. Германский король Сигизмунд Люксембургский обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета.
1) Андрей курбский---3)"... Мы доверяли тебе, а ты изменил нам, как собака"
2) Сильвестр и Адашев-- 5)" Хотели под ногами своими всю Русскую землю видеть... сами правили, как хотели, а с меня государство сняли: словом, я был государь, а делом ничего не владел"
3) Митрополит Филипп--1) " Не прекословь державе нашей, чтоб не постиг теюя гнев мой, или лучше оставь митрополию"
4) Иван Висковатый--2)" Я вас ещё не истребил, а едва только начал, но я постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось"
5) Митрополит Макарий--4) О Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвещенный..."
Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики папской курии. Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки. Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Одиозный антипапа Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус, по совету короля Вацлава, уехал в Южную Чехию (вначале в замок Кози-Градек, а затем в Краковец), где местная шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть. В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал Гусу некоторую поддержку. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли.
В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол. Германский король Сигизмунд Люксембургский обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета.
1) Андрей курбский---3)"... Мы доверяли тебе, а ты изменил нам, как собака"
2) Сильвестр и Адашев-- 5)" Хотели под ногами своими всю Русскую землю видеть... сами правили, как хотели, а с меня государство сняли: словом, я был государь, а делом ничего не владел"
3) Митрополит Филипп--1) " Не прекословь державе нашей, чтоб не постиг теюя гнев мой, или лучше оставь митрополию"
4) Иван Висковатый--2)" Я вас ещё не истребил, а едва только начал, но я постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось"
5) Митрополит Макарий--4) О Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвещенный..."