Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей правителей и проводниками их взглядов».
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель, также как и Платон, искал наилучшую форму совершенного государственного устройства. Лучшим типом государства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Другими словами полития была им названа государством «золотой середины», в нем соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полития должна на средний класс (перекос в сторону богатых приведет к олигархии, перекос в сторону бедных — к крайней демократии), власть должна быть разделена между различными социальными группами, для создания стабильного среднего класса часть земли и рабов должна находиться в общей собственности всего народа, другая часть — в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся (таким образом можно избежать социальных взрывов).
Идея существования среднего класса принадлежит именно Аристотелю, хотя сам он называл средний класс «средним элементом», под которым понимал слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений. В политии этот слой и был у власти. Идеалы «среднего элемента» порождали и задачи законодательной власти — она должна была сохранять мир и давать гражданам досуг.
СОКРАТ
Взгляды Сократа нам известны из сочинений другого философа — Платона. Идеалом Сократа была аристократия знающих, то есть государство, власть в котором принадлежит мудрецам. Рассматривая известные ему государственные формы, Сократ выдвинул принцип законности. Анализируя формы правления в государстве, Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. К правильным формам правления он относит царство, аристократию, правильную демократию. К неправильным — тиранию, олигархию, неправильную демократию. Впоследствии в переработке Аристотеля эта классификация стала классической.
Рассматривая современные ему государства, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называет аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические Фивы и Мегары. Отрицательно он относится к «крайней» демократии в родном полисе (Афинах), указывая, что при господстве крайней демократии Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли ведущую позицию во всей Элладе. Он не верил в эффективность демократии, результативность деятельности народного собрания, рассуждая следующим образом: если невозможно исполнять «установления предков», то следует подражать «тем, которые в настоящее время считаются первыми», т. е. Спарте. В тяге афинян к стяжательству и некомпетентности демократического правления Сократ видел отступления общественно-политических порядков от разумных начал.
Сократ считал, что общество обязано всегда соблюдать принцип законности. По его мнению, законность состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства, а свобода — прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Законы должны действовать для всех в равной мере, без исключений, все законы взаимозависимы, поскольку обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные. Если этого нет, то государство вырождается, правильная форма правления переходит в неправильную.
Согласно Сократу между гражданином и полисом существует некий договор, закрепленный законами полиса, которые обязаны соблюдать его граждане. Государство и издаваемые им законы являются для граждан определяющими их жизнь.
В I тысячелетии до н. э. преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это время в истории древнего Казахстана совпало с эпохой открытия и широкого использования железа (VIII-VII вв. до н. э.). Сакские племена делились на три группы и расселялись по всей территории Казахстана:
Саки-тиграхауды (саки, носящие высокие остроконечные шапки) жили в Южном Казахстане и Жетысу;
Саки-хамаварги (саки, изготовлявшие напиток хаума) жили по берегам рек Амударьи и Мургаб;
Саки-парадараи (саки, живущие за морем) жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центрального Казахстана.
В письменных источниках саки встречаются под разными названиями. Древнегреческий историк Геродот называл саков «азиатскими скифами», древние персы — «могучими мужами», а в «Авесте» они именовались — «туры с быстрыми конями». Саки вели оседло-кочевой образ жизни. Основной вид хозяйства — скотоводство, имевшее множество вариантов: кочевое, полукочевое, оседлое. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. Развивалось скотоводство в сочетании с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. Высокого уровня достигли ремесла: металлургия, гончарное дело, ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, обработка камня. В I тысячелетии до н. э. В Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморьем и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «Лазуритовый путь» — из Памира в Иран и Месопотамию; «Нефритовый путь» — из Кашгарии в Китай; «Степной путь» (середина I тысячелетия до н. э.) — от реки Хуанхэ, через степи Казахстана и Причерноморья, в земли греков и этруссков.
В VII-IV вв. до н. э. Сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе племенного союза стоит царь, избираемый военным советом вождей племени. В сакском обществе царь считался любимцем бога, связующим звеном между небом и землей. Племенами управляли военные вожди, избираемые всем племенем. Сакское общество было равноправным: мужчины и женщины обладали равными правами. Например, женщины имели право воевать наравне с мужчинами, или царствовать как сакские царицы Томирис и Зарина. Саки делились на три общественные группы, каждая имела свой традиционный цвет: воины — красный, Жрецы — белый, общинники (скотоводы и земледельцы) — желтый и синий.
ПЛАТОН
Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей правителей и проводниками их взглядов».
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель, также как и Платон, искал наилучшую форму совершенного государственного устройства. Лучшим типом государства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Другими словами полития была им названа государством «золотой середины», в нем соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полития должна на средний класс (перекос в сторону богатых приведет к олигархии, перекос в сторону бедных — к крайней демократии), власть должна быть разделена между различными социальными группами, для создания стабильного среднего класса часть земли и рабов должна находиться в общей собственности всего народа, другая часть — в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся (таким образом можно избежать социальных взрывов).
Идея существования среднего класса принадлежит именно Аристотелю, хотя сам он называл средний класс «средним элементом», под которым понимал слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений. В политии этот слой и был у власти. Идеалы «среднего элемента» порождали и задачи законодательной власти — она должна была сохранять мир и давать гражданам досуг.
СОКРАТ
Взгляды Сократа нам известны из сочинений другого философа — Платона. Идеалом Сократа была аристократия знающих, то есть государство, власть в котором принадлежит мудрецам. Рассматривая известные ему государственные формы, Сократ выдвинул принцип законности. Анализируя формы правления в государстве, Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. К правильным формам правления он относит царство, аристократию, правильную демократию. К неправильным — тиранию, олигархию, неправильную демократию. Впоследствии в переработке Аристотеля эта классификация стала классической.
Рассматривая современные ему государства, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называет аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические Фивы и Мегары. Отрицательно он относится к «крайней» демократии в родном полисе (Афинах), указывая, что при господстве крайней демократии Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли ведущую позицию во всей Элладе. Он не верил в эффективность демократии, результативность деятельности народного собрания, рассуждая следующим образом: если невозможно исполнять «установления предков», то следует подражать «тем, которые в настоящее время считаются первыми», т. е. Спарте. В тяге афинян к стяжательству и некомпетентности демократического правления Сократ видел отступления общественно-политических порядков от разумных начал.
Сократ считал, что общество обязано всегда соблюдать принцип законности. По его мнению, законность состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства, а свобода — прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Законы должны действовать для всех в равной мере, без исключений, все законы взаимозависимы, поскольку обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные. Если этого нет, то государство вырождается, правильная форма правления переходит в неправильную.
Согласно Сократу между гражданином и полисом существует некий договор, закрепленный законами полиса, которые обязаны соблюдать его граждане. Государство и издаваемые им законы являются для граждан определяющими их жизнь.
В I тысячелетии до н. э. преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это время в истории древнего Казахстана совпало с эпохой открытия и широкого использования железа (VIII-VII вв. до н. э.). Сакские племена делились на три группы и расселялись по всей территории Казахстана:
Саки-тиграхауды (саки, носящие высокие остроконечные шапки) жили в Южном Казахстане и Жетысу;
Саки-хамаварги (саки, изготовлявшие напиток хаума) жили по берегам рек Амударьи и Мургаб;
Саки-парадараи (саки, живущие за морем) жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центрального Казахстана.
В письменных источниках саки встречаются под разными названиями. Древнегреческий историк Геродот называл саков «азиатскими скифами», древние персы — «могучими мужами», а в «Авесте» они именовались — «туры с быстрыми конями». Саки вели оседло-кочевой образ жизни. Основной вид хозяйства — скотоводство, имевшее множество вариантов: кочевое, полукочевое, оседлое. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. Развивалось скотоводство в сочетании с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. Высокого уровня достигли ремесла: металлургия, гончарное дело, ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, обработка камня. В I тысячелетии до н. э. В Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморьем и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «Лазуритовый путь» — из Памира в Иран и Месопотамию; «Нефритовый путь» — из Кашгарии в Китай; «Степной путь» (середина I тысячелетия до н. э.) — от реки Хуанхэ, через степи Казахстана и Причерноморья, в земли греков и этруссков.
В VII-IV вв. до н. э. Сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе племенного союза стоит царь, избираемый военным советом вождей племени. В сакском обществе царь считался любимцем бога, связующим звеном между небом и землей. Племенами управляли военные вожди, избираемые всем племенем. Сакское общество было равноправным: мужчины и женщины обладали равными правами. Например, женщины имели право воевать наравне с мужчинами, или царствовать как сакские царицы Томирис и Зарина. Саки делились на три общественные группы, каждая имела свой традиционный цвет: воины — красный, Жрецы — белый, общинники (скотоводы и земледельцы) — желтый и синий.