культурный переворот в древней греции произошел в vii - v вв. до н.э. археолог эрнест ренен назвал это «греческим чудом». первым условием этого переворота явилось разрушение жестких традиционных норм поведения индивида, что, в свою очередь, было вызвано сравнительно легкой возможностью передвижения.
как следствие - сформировалась высокая степень творческой свободы и религиозной индифферентности. большое влияние на развитие культуры в это время оказало культурное общение с востока, которое стало возможным развитию греческой колонизации.
греческий классицизм отличается от последующих классических форм уже тем, что в нем тенденция быть верным природе столь же сильна, как и стремление к мере и порядку.
по мере того, как век «аттического просвещения» приближался к концу все большее распространение и значение приобретают в искусстве элементы натуралистические, субъективистские и эмоциональные. примечательно, что в греческом мире не только не было идеи «гения», но и не было ничего «гениального» в творчестве поэтов и художников. вместе с тем отмечается распространение эстетической культуры на новые социальные слои, что свидетельствует о признании новых художественных ценностей, прямо связанных с жизнью и отход от ценностей культурной традиции высших классов.
в vi в. до н.э. центром греческой культуры становятся афины. это - время правления писистрата, который приглашал в город лучших художников и ремесленников со всей греции. в 543 г. до н.э. была осуществлена первая постановка греческой трагедии в театре. в это время были воздвигнуты храмы и скульптуры греческого афинского акрополя (в частности, храм покровительницы города афины- парфенон). акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром. в акрополе хранилась государственная казна, помещалась картинная галерея и библиотека. во время праздника, посвященного афине - панафиней - после конных и гимнастических состязаний проводилось всеобщее шествие на акрополь, заканчивающееся всеобщим пиром.
скульптура этого времени несет в себе еще много черт условности и декоративности. сложным путем шло ее развитие. можно сказать, греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. победители игр всенародно прославлялись, в их честь в общественных местах воздвигались статуи. на состязаниях юноши выступали обнаженными и скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела.
если в скульптуре мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской - проблема задрапированного. но уже в ранних архаических скульптурах видно, что скульптор под складками одежды старался как можно точнее промоделировать тело. лица не индивидуализировались, а обобщались согласно идеалу сдержанности, благородства, силы, мужества, достоинства
К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства дальнейшему развитию письменности, просвещения. Кирилл и Мефодий создали нашу азбуку, они создали глаголический алфавит (глаголицу) , который вскоре был переработан ими с использованием греческого письма – так появилась нынешняя азбука, «кириллица» , которой мы пользуемся до сих пор. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются надписи. Огромное количество надписей обнаружено на стенах древних соборов. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.
Литература, устное народное творчество.
От домонгольских времен до нас дошли около 150 книг. В то время писали на пергаменте. Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки. Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства. Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Ремесло. Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. Известно, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи. Прославились также ремесленники, занимавшиеся литьем котлов, ювелиры, стеклоделы. С середины 10 века было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия – кольчуг, колющих мечей, сабель. В 12-13 веках появились арбалеты и граненные стрелы к ним.
Архитектура.
Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце 10 века – это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине 11 века при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037). Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Был возведен собор в Чернигове. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемом в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
Живопись и скульптура.
Внутри рама стены украшались фресками и мозаикой. Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (смальта – специальный стекловидный материал) . Необходимым украшением храмов были иконы. Первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» . Иконы того времени были довольно большими по размеру. Широкое развитие получили резьба по дереву и камню. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств период раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство,
объяснение:
культура классической греции
культурный переворот в древней греции произошел в vii - v вв. до н.э. археолог эрнест ренен назвал это «греческим чудом». первым условием этого переворота явилось разрушение жестких традиционных норм поведения индивида, что, в свою очередь, было вызвано сравнительно легкой возможностью передвижения.
как следствие - сформировалась высокая степень творческой свободы и религиозной индифферентности. большое влияние на развитие культуры в это время оказало культурное общение с востока, которое стало возможным развитию греческой колонизации.
греческий классицизм отличается от последующих классических форм уже тем, что в нем тенденция быть верным природе столь же сильна, как и стремление к мере и порядку.
по мере того, как век «аттического просвещения» приближался к концу все большее распространение и значение приобретают в искусстве элементы натуралистические, субъективистские и эмоциональные. примечательно, что в греческом мире не только не было идеи «гения», но и не было ничего «гениального» в творчестве поэтов и художников. вместе с тем отмечается распространение эстетической культуры на новые социальные слои, что свидетельствует о признании новых художественных ценностей, прямо связанных с жизнью и отход от ценностей культурной традиции высших классов.
в vi в. до н.э. центром греческой культуры становятся афины. это - время правления писистрата, который приглашал в город лучших художников и ремесленников со всей греции. в 543 г. до н.э. была осуществлена первая постановка греческой трагедии в театре. в это время были воздвигнуты храмы и скульптуры греческого афинского акрополя (в частности, храм покровительницы города афины- парфенон). акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром. в акрополе хранилась государственная казна, помещалась картинная галерея и библиотека. во время праздника, посвященного афине - панафиней - после конных и гимнастических состязаний проводилось всеобщее шествие на акрополь, заканчивающееся всеобщим пиром.
скульптура этого времени несет в себе еще много черт условности и декоративности. сложным путем шло ее развитие. можно сказать, греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. победители игр всенародно прославлялись, в их честь в общественных местах воздвигались статуи. на состязаниях юноши выступали обнаженными и скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела.
если в скульптуре мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской - проблема задрапированного. но уже в ранних архаических скульптурах видно, что скульптор под складками одежды старался как можно точнее промоделировать тело. лица не индивидуализировались, а обобщались согласно идеалу сдержанности, благородства, силы, мужества, достоинства
К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства дальнейшему развитию письменности, просвещения. Кирилл и Мефодий создали нашу азбуку, они создали глаголический алфавит (глаголицу) , который вскоре был переработан ими с использованием греческого письма – так появилась нынешняя азбука, «кириллица» , которой мы пользуемся до сих пор. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются надписи. Огромное количество надписей обнаружено на стенах древних соборов. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.
Литература, устное народное творчество.
От домонгольских времен до нас дошли около 150 книг. В то время писали на пергаменте. Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки. Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства. Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Ремесло. Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. Известно, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи. Прославились также ремесленники, занимавшиеся литьем котлов, ювелиры, стеклоделы. С середины 10 века было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия – кольчуг, колющих мечей, сабель. В 12-13 веках появились арбалеты и граненные стрелы к ним.
Архитектура.
Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце 10 века – это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине 11 века при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037). Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Был возведен собор в Чернигове. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемом в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
Живопись и скульптура.
Внутри рама стены украшались фресками и мозаикой. Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (смальта – специальный стекловидный материал) . Необходимым украшением храмов были иконы. Первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» . Иконы того времени были довольно большими по размеру. Широкое развитие получили резьба по дереву и камню. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств период раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство,