Начало революцииправить «долгий парламент» выдвинул основные требования: слом феодальной бюрократической машины,недопущение создания постоянной армии, подвластной королю,отмена финансовых мер короны, вызвавших всеобщее расстройство,контроль буржуазного парламента над церковью как орудием пропаганды. итог: революция дала мощный толчок процессу т. н. первоначального накопления капитала («раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа); она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции 18 в. точно так же, как пуританизм взрыхлил почву для просвещения. в области политической революционная борьба народных масс в середине 17 в. обеспечила переход от феодальной монархии средних веков к буржуазной монархии нового времени. причины: противоречия между капиталистическим и старым феодальным укладом; недовольство политикой стюартов; противоречия между церковью и идеологией пуританизма (полная автономия каждой религиозной общины, отрицание централизованной организации церкви, необходимость папства, епископата, подчинение церкви королю). буржуазной революции принято делить на четыре этапа: конституционный этап (1640 – 1642 гг); первая гражданская война (1642 – 1646 гг.); вторая гражданская война (1646 – 1649 гг.); индепендентская республика (1649 – 1653 гг.); первый этап. попытка совершить революцию парламентским путем. второй этап. первая гражданская война (1642-1646) между революционной армией парламента и армией короля. третий этап. вторая гражданская война, вспыхнувшая весной 1648, вынудила индепендентов временно искать примирения с левеллерами. четвертый этап. 19 мая 1649 стала республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (судьбу монархии разделила и палата лордов); в действительности же республика 1649 оказалась индепендентской олигархией.
Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (A. Bell; 1753—1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster; 1776 или 1778—1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделённые на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. с. выступили И. Г. Песталоцци и его последователи.
В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.
В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.